Standard

Harvard

APA

Vancouver

Author

BibTeX

@article{62dd5b52b166467bab20c2b85aec0b2c,
title = "Между текстом и читателем: инструментарий для изучения понимания имплицитных смыслов вербальных текстов. Часть 1",
abstract = "Данная статья является первой частью описания предлагаемого нами инструментария для изучения понимания имплицитных смыслов вербальных текстов. В ней рассматриваются существующие в лингвистике и психологии теоретические представления о процессе понимания текста и входящих в него операциях и выделяются общие особенности понимания текста, которые необходимо учитывать при его исследовании. Также приводятся возможные подходы к выбору и обработке стимульного материала и даются основания выбора модельного текста и системы его предварительного анализа, которая строится на базе лингвостилистического и пропозиционного подходов. Высказывается предположение о том, что продуктивным способом для изучения особенностей понимания текста может являться рассмотрение реконструкции реципиентом элементов имплицитных смыслов на разных уровнях организации текста в процессе его интерпретации. Такой подход позволит соотнести градуальность понимания с градуальностью текстовой структуры и изучить состав операций в процессе восприятия текста и специфику их задействования реципиентом при формировании его ментальной репрезентации. В статье представлены результаты анализа выбранного модельного текста группой экспертов. Экспертная группа включала восемь лингвистов, которым индивидуально предъявлялся текст и схема его анализа. Результаты экспертного анализа подтверждают данные проведенного нами предварительного анализа и свидетельствуют о том, что данный модельный текст и система его обработки могут быть использованы в качестве стимульного материала для проведения исследований понимания. Кроме того, результаты экспертного анализа возможно рассматривать в качестве поддержки представления о существовании объективного содержания текста, накладывающего ограничения на множественность его интерпретаций.",
keywords = "ПОНИМАНИЕ ТЕКСТА, имплицитный смысл, имплицитность, структура текста, ПИСЬМЕННЫЙ ТЕКСТ, text comprehension, IMPLICIT MEANING, IMPLICITNESS, TEXT STRUCTURE, WRITTEN TEXT",
author = "Аверьянова, {Варвара Андреевна} and Щербакова, {Ольга Владимировна}",
year = "2022",
language = "русский",
pages = "42--61",
journal = "ВОПРОСЫ ПСИХОЛИНГВИСТИКИ",
issn = "2077-5911",
publisher = "Московская международная академия",
number = "3(53)",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - Между текстом и читателем: инструментарий для изучения понимания имплицитных смыслов вербальных текстов. Часть 1

AU - Аверьянова, Варвара Андреевна

AU - Щербакова, Ольга Владимировна

PY - 2022

Y1 - 2022

N2 - Данная статья является первой частью описания предлагаемого нами инструментария для изучения понимания имплицитных смыслов вербальных текстов. В ней рассматриваются существующие в лингвистике и психологии теоретические представления о процессе понимания текста и входящих в него операциях и выделяются общие особенности понимания текста, которые необходимо учитывать при его исследовании. Также приводятся возможные подходы к выбору и обработке стимульного материала и даются основания выбора модельного текста и системы его предварительного анализа, которая строится на базе лингвостилистического и пропозиционного подходов. Высказывается предположение о том, что продуктивным способом для изучения особенностей понимания текста может являться рассмотрение реконструкции реципиентом элементов имплицитных смыслов на разных уровнях организации текста в процессе его интерпретации. Такой подход позволит соотнести градуальность понимания с градуальностью текстовой структуры и изучить состав операций в процессе восприятия текста и специфику их задействования реципиентом при формировании его ментальной репрезентации. В статье представлены результаты анализа выбранного модельного текста группой экспертов. Экспертная группа включала восемь лингвистов, которым индивидуально предъявлялся текст и схема его анализа. Результаты экспертного анализа подтверждают данные проведенного нами предварительного анализа и свидетельствуют о том, что данный модельный текст и система его обработки могут быть использованы в качестве стимульного материала для проведения исследований понимания. Кроме того, результаты экспертного анализа возможно рассматривать в качестве поддержки представления о существовании объективного содержания текста, накладывающего ограничения на множественность его интерпретаций.

AB - Данная статья является первой частью описания предлагаемого нами инструментария для изучения понимания имплицитных смыслов вербальных текстов. В ней рассматриваются существующие в лингвистике и психологии теоретические представления о процессе понимания текста и входящих в него операциях и выделяются общие особенности понимания текста, которые необходимо учитывать при его исследовании. Также приводятся возможные подходы к выбору и обработке стимульного материала и даются основания выбора модельного текста и системы его предварительного анализа, которая строится на базе лингвостилистического и пропозиционного подходов. Высказывается предположение о том, что продуктивным способом для изучения особенностей понимания текста может являться рассмотрение реконструкции реципиентом элементов имплицитных смыслов на разных уровнях организации текста в процессе его интерпретации. Такой подход позволит соотнести градуальность понимания с градуальностью текстовой структуры и изучить состав операций в процессе восприятия текста и специфику их задействования реципиентом при формировании его ментальной репрезентации. В статье представлены результаты анализа выбранного модельного текста группой экспертов. Экспертная группа включала восемь лингвистов, которым индивидуально предъявлялся текст и схема его анализа. Результаты экспертного анализа подтверждают данные проведенного нами предварительного анализа и свидетельствуют о том, что данный модельный текст и система его обработки могут быть использованы в качестве стимульного материала для проведения исследований понимания. Кроме того, результаты экспертного анализа возможно рассматривать в качестве поддержки представления о существовании объективного содержания текста, накладывающего ограничения на множественность его интерпретаций.

KW - ПОНИМАНИЕ ТЕКСТА

KW - имплицитный смысл

KW - имплицитность

KW - структура текста

KW - ПИСЬМЕННЫЙ ТЕКСТ

KW - text comprehension

KW - IMPLICIT MEANING

KW - IMPLICITNESS

KW - TEXT STRUCTURE

KW - WRITTEN TEXT

UR - https://elibrary.ru/item.asp?id=49521444

M3 - статья

SP - 42

EP - 61

JO - ВОПРОСЫ ПСИХОЛИНГВИСТИКИ

JF - ВОПРОСЫ ПСИХОЛИНГВИСТИКИ

SN - 2077-5911

IS - 3(53)

ER -

ID: 99917195