Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
Между текстом и читателем: инструментарий для изучения понимания имплицитных смыслов вербальных текстов. Часть 1. / Аверьянова, Варвара Андреевна; Щербакова, Ольга Владимировна.
In: ВОПРОСЫ ПСИХОЛИНГВИСТИКИ, No. 3(53), 2022, p. 42-61.Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
}
TY - JOUR
T1 - Между текстом и читателем: инструментарий для изучения понимания имплицитных смыслов вербальных текстов. Часть 1
AU - Аверьянова, Варвара Андреевна
AU - Щербакова, Ольга Владимировна
PY - 2022
Y1 - 2022
N2 - Данная статья является первой частью описания предлагаемого нами инструментария для изучения понимания имплицитных смыслов вербальных текстов. В ней рассматриваются существующие в лингвистике и психологии теоретические представления о процессе понимания текста и входящих в него операциях и выделяются общие особенности понимания текста, которые необходимо учитывать при его исследовании. Также приводятся возможные подходы к выбору и обработке стимульного материала и даются основания выбора модельного текста и системы его предварительного анализа, которая строится на базе лингвостилистического и пропозиционного подходов. Высказывается предположение о том, что продуктивным способом для изучения особенностей понимания текста может являться рассмотрение реконструкции реципиентом элементов имплицитных смыслов на разных уровнях организации текста в процессе его интерпретации. Такой подход позволит соотнести градуальность понимания с градуальностью текстовой структуры и изучить состав операций в процессе восприятия текста и специфику их задействования реципиентом при формировании его ментальной репрезентации. В статье представлены результаты анализа выбранного модельного текста группой экспертов. Экспертная группа включала восемь лингвистов, которым индивидуально предъявлялся текст и схема его анализа. Результаты экспертного анализа подтверждают данные проведенного нами предварительного анализа и свидетельствуют о том, что данный модельный текст и система его обработки могут быть использованы в качестве стимульного материала для проведения исследований понимания. Кроме того, результаты экспертного анализа возможно рассматривать в качестве поддержки представления о существовании объективного содержания текста, накладывающего ограничения на множественность его интерпретаций.
AB - Данная статья является первой частью описания предлагаемого нами инструментария для изучения понимания имплицитных смыслов вербальных текстов. В ней рассматриваются существующие в лингвистике и психологии теоретические представления о процессе понимания текста и входящих в него операциях и выделяются общие особенности понимания текста, которые необходимо учитывать при его исследовании. Также приводятся возможные подходы к выбору и обработке стимульного материала и даются основания выбора модельного текста и системы его предварительного анализа, которая строится на базе лингвостилистического и пропозиционного подходов. Высказывается предположение о том, что продуктивным способом для изучения особенностей понимания текста может являться рассмотрение реконструкции реципиентом элементов имплицитных смыслов на разных уровнях организации текста в процессе его интерпретации. Такой подход позволит соотнести градуальность понимания с градуальностью текстовой структуры и изучить состав операций в процессе восприятия текста и специфику их задействования реципиентом при формировании его ментальной репрезентации. В статье представлены результаты анализа выбранного модельного текста группой экспертов. Экспертная группа включала восемь лингвистов, которым индивидуально предъявлялся текст и схема его анализа. Результаты экспертного анализа подтверждают данные проведенного нами предварительного анализа и свидетельствуют о том, что данный модельный текст и система его обработки могут быть использованы в качестве стимульного материала для проведения исследований понимания. Кроме того, результаты экспертного анализа возможно рассматривать в качестве поддержки представления о существовании объективного содержания текста, накладывающего ограничения на множественность его интерпретаций.
KW - ПОНИМАНИЕ ТЕКСТА
KW - имплицитный смысл
KW - имплицитность
KW - структура текста
KW - ПИСЬМЕННЫЙ ТЕКСТ
KW - text comprehension
KW - IMPLICIT MEANING
KW - IMPLICITNESS
KW - TEXT STRUCTURE
KW - WRITTEN TEXT
UR - https://elibrary.ru/item.asp?id=49521444
M3 - статья
SP - 42
EP - 61
JO - ВОПРОСЫ ПСИХОЛИНГВИСТИКИ
JF - ВОПРОСЫ ПСИХОЛИНГВИСТИКИ
SN - 2077-5911
IS - 3(53)
ER -
ID: 99917195