Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
Учебная литература как источник конструирования коллективной памяти об отечественной истории в России второй половины XVIII в. / Сосницкий, Дмитрий Александрович.
In: Genesis: исторические исследования, No. 10, 10.2020, p. 133.Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
}
TY - JOUR
T1 - Учебная литература как источник конструирования коллективной памяти об отечественной истории в России второй половины XVIII в
AU - Сосницкий, Дмитрий Александрович
PY - 2020/10
Y1 - 2020/10
N2 - Предметом исследования является учебная литература как источник конструирования массовых исторических представлений об отечественной истории в России второй половины XVIII в. Автор анализирует состояние образовательной системы Российской империи второй половины XVIII в. и характеризует государственные меры по формированию разветвленной сети начальных и средних учебных заведений. Особое внимание уделено процессу создания школьного учебника по отечественной истории, вкотором принимала личное участие Екатерина II. В статье используются традиционные для memory studies методы исследования (в частности, контент-анализ текстов учебных пособий) и терминология мемориальных исследований. Основным выводом проведенного исследования является заключение о том, что вторая половина XVIII в. стала временем начала формирования учебных текстов по истории России предназначенных для широкой аудитории. В этот период государственный заказ имел определяющее влияние, а мнение правителя непосредственно влияло на содержание учебников. В рамках школьного преподавания отдавалось предпочтение бесконфликтной версии прошлого, в рамках которой не затрагивались «болевые точки» национальной памяти. Наконец, в учебной литературе второй половины XVIII в. еще не был сформирован пантеон героев национальной памяти, а потому набор объектов дляизучения (героев и событий) несколько отличается от представленного в учебниках XIX — начала XX вв. Несмотря на это, школьные учебники второй половины XVIII в. оказали значительное влияние на содержание школьного исторического образования и конструирование массовых представлений о прошлом в России XIX — начала XX вв.
AB - Предметом исследования является учебная литература как источник конструирования массовых исторических представлений об отечественной истории в России второй половины XVIII в. Автор анализирует состояние образовательной системы Российской империи второй половины XVIII в. и характеризует государственные меры по формированию разветвленной сети начальных и средних учебных заведений. Особое внимание уделено процессу создания школьного учебника по отечественной истории, вкотором принимала личное участие Екатерина II. В статье используются традиционные для memory studies методы исследования (в частности, контент-анализ текстов учебных пособий) и терминология мемориальных исследований. Основным выводом проведенного исследования является заключение о том, что вторая половина XVIII в. стала временем начала формирования учебных текстов по истории России предназначенных для широкой аудитории. В этот период государственный заказ имел определяющее влияние, а мнение правителя непосредственно влияло на содержание учебников. В рамках школьного преподавания отдавалось предпочтение бесконфликтной версии прошлого, в рамках которой не затрагивались «болевые точки» национальной памяти. Наконец, в учебной литературе второй половины XVIII в. еще не был сформирован пантеон героев национальной памяти, а потому набор объектов дляизучения (героев и событий) несколько отличается от представленного в учебниках XIX — начала XX вв. Несмотря на это, школьные учебники второй половины XVIII в. оказали значительное влияние на содержание школьного исторического образования и конструирование массовых представлений о прошлом в России XIX — начала XX вв.
KW - историческая память
KW - образы прошлого
KW - учебники
KW - образование
KW - История России
KW - Екатерина II
KW - средневековье
KW - курс российской истории
KW - образовательная политика
M3 - статья
SP - 133
JO - Genesis: исторические исследования
JF - Genesis: исторические исследования
SN - 2409-868X
IS - 10
ER -
ID: 70655746