Standard

Harvard

APA

Vancouver

Author

BibTeX

@article{e850dac898da43dbb4597e98facadf57,
title = "Взаимосвязь показателей взаимодействия детей и близких взрослых с возрастом и длительностью проживания детей в доме ребенка и замещающих семьях",
abstract = "Как показывают данные научной литературы, дети, имеющие опыт проживания в си-ротских учреждениях, существенно отстают от сверстников в развитии, однако после перехода в замещающую семью (ЗС) отставание может сокращаться. Согласно опубли-кованной информации, есть основания полагать, что существенную роль в «наверсты-вании» играют возраст ребенка и временн{\'ы}е характеристики в виде длительности про-живания в учреждении и семье. Целью описываемого исследования было изучение связи возраста детей, длительности проживания в доме ребенка (ДР) и в ЗС с показате-лями взаимодействия детей с опытом институционализации и близких взрослых на двух этапах – в ДР перед переводом в ЗС и после перехода детей в ЗС. В исследовании принял участие 21 ребенок с опытом институционализации (средний возраст детей на этапе обследования в ДР (21,6 ± 12,7) мес; на этапе после перехода в ЗС – (49,8 ± 16,7) мес) и их близкие взрослые (сотрудницы ДР на первом этапе и заме-щающие родители на втором). Качество взаимодействия детей и близких взрослых изучалось с помощью методики PCERA (The Parent – Child Early Relational Assessment) на основе видеозаписей свободной игры пар ребенок–близкий взрослый. Результаты, полученные при обследовании в ДР перед переводом в ЗС, указывают на наличие по-ложительной взаимосвязи отдельных показателей взаимодействия детей и близких взрослых, а также общего суммарного показателя взаимодействия с возрастом детей на время обследования. Показатель взаимодействия со стороны детей «Положительные эмоции, зрительный контакт» позитивно связан с возрастом поступления детей в ДР. После перехода детей в ЗС большая часть показателей взаимодействия со стороны де-тей связана с возрастом поступления детей в ДР, а проявляемая детьми «Эмоциональ-ная стабильность, отсутствие негативного аффекта, сотрудничество» – с возрастом перехода в ЗС. Полученные в работе данные обсуждаются с точки зрения влияния со-циально-эмоционального опыта детей на показатели их взаимодействия с близкими взрослыми.",
keywords = "дети; опыт институционализации; взаимодействие с близким взрос-лым; возраст; дом ребенка; замещающая семья; длительность проживания",
author = "Шабалина, {Екатерина Владимировна} and Рифкат Мухамедрахимов",
year = "2022",
doi = "10.17223/17267080/84/9",
language = "русский",
pages = "156--168",
journal = "СИБИРСКИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ",
issn = "1726-7080",
publisher = "Национальный исследовательский Томский государственный университет",
number = "№ 84",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - Взаимосвязь показателей взаимодействия детей и близких взрослых с возрастом и длительностью проживания детей в доме ребенка и замещающих семьях

AU - Шабалина, Екатерина Владимировна

AU - Мухамедрахимов, Рифкат

PY - 2022

Y1 - 2022

N2 - Как показывают данные научной литературы, дети, имеющие опыт проживания в си-ротских учреждениях, существенно отстают от сверстников в развитии, однако после перехода в замещающую семью (ЗС) отставание может сокращаться. Согласно опубли-кованной информации, есть основания полагать, что существенную роль в «наверсты-вании» играют возраст ребенка и временны́е характеристики в виде длительности про-живания в учреждении и семье. Целью описываемого исследования было изучение связи возраста детей, длительности проживания в доме ребенка (ДР) и в ЗС с показате-лями взаимодействия детей с опытом институционализации и близких взрослых на двух этапах – в ДР перед переводом в ЗС и после перехода детей в ЗС. В исследовании принял участие 21 ребенок с опытом институционализации (средний возраст детей на этапе обследования в ДР (21,6 ± 12,7) мес; на этапе после перехода в ЗС – (49,8 ± 16,7) мес) и их близкие взрослые (сотрудницы ДР на первом этапе и заме-щающие родители на втором). Качество взаимодействия детей и близких взрослых изучалось с помощью методики PCERA (The Parent – Child Early Relational Assessment) на основе видеозаписей свободной игры пар ребенок–близкий взрослый. Результаты, полученные при обследовании в ДР перед переводом в ЗС, указывают на наличие по-ложительной взаимосвязи отдельных показателей взаимодействия детей и близких взрослых, а также общего суммарного показателя взаимодействия с возрастом детей на время обследования. Показатель взаимодействия со стороны детей «Положительные эмоции, зрительный контакт» позитивно связан с возрастом поступления детей в ДР. После перехода детей в ЗС большая часть показателей взаимодействия со стороны де-тей связана с возрастом поступления детей в ДР, а проявляемая детьми «Эмоциональ-ная стабильность, отсутствие негативного аффекта, сотрудничество» – с возрастом перехода в ЗС. Полученные в работе данные обсуждаются с точки зрения влияния со-циально-эмоционального опыта детей на показатели их взаимодействия с близкими взрослыми.

AB - Как показывают данные научной литературы, дети, имеющие опыт проживания в си-ротских учреждениях, существенно отстают от сверстников в развитии, однако после перехода в замещающую семью (ЗС) отставание может сокращаться. Согласно опубли-кованной информации, есть основания полагать, что существенную роль в «наверсты-вании» играют возраст ребенка и временны́е характеристики в виде длительности про-живания в учреждении и семье. Целью описываемого исследования было изучение связи возраста детей, длительности проживания в доме ребенка (ДР) и в ЗС с показате-лями взаимодействия детей с опытом институционализации и близких взрослых на двух этапах – в ДР перед переводом в ЗС и после перехода детей в ЗС. В исследовании принял участие 21 ребенок с опытом институционализации (средний возраст детей на этапе обследования в ДР (21,6 ± 12,7) мес; на этапе после перехода в ЗС – (49,8 ± 16,7) мес) и их близкие взрослые (сотрудницы ДР на первом этапе и заме-щающие родители на втором). Качество взаимодействия детей и близких взрослых изучалось с помощью методики PCERA (The Parent – Child Early Relational Assessment) на основе видеозаписей свободной игры пар ребенок–близкий взрослый. Результаты, полученные при обследовании в ДР перед переводом в ЗС, указывают на наличие по-ложительной взаимосвязи отдельных показателей взаимодействия детей и близких взрослых, а также общего суммарного показателя взаимодействия с возрастом детей на время обследования. Показатель взаимодействия со стороны детей «Положительные эмоции, зрительный контакт» позитивно связан с возрастом поступления детей в ДР. После перехода детей в ЗС большая часть показателей взаимодействия со стороны де-тей связана с возрастом поступления детей в ДР, а проявляемая детьми «Эмоциональ-ная стабильность, отсутствие негативного аффекта, сотрудничество» – с возрастом перехода в ЗС. Полученные в работе данные обсуждаются с точки зрения влияния со-циально-эмоционального опыта детей на показатели их взаимодействия с близкими взрослыми.

KW - дети; опыт институционализации; взаимодействие с близким взрос-лым; возраст; дом ребенка; замещающая семья; длительность проживания

U2 - 10.17223/17267080/84/9

DO - 10.17223/17267080/84/9

M3 - статья

SP - 156

EP - 168

JO - СИБИРСКИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

JF - СИБИРСКИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

SN - 1726-7080

IS - № 84

ER -

ID: 126910468