Статья предлагает обзор теории документальности итальянского философа М. Феррариса и перевод отрывка его авторства из книги о философии архитектуры и архитектурном проектировании практикующих итальянских специалистов А. Армандо и Д. Дурбиано. Применяя теорию документальности к искусству, а точнее к архитектуре, философ, во-первых, рассматривает произведения и проекты как документы, фиксирующие записи коллективной памяти. Во-вторых, утверждает склонность архитектурного проекта к неудаче как его существенную характеристику, так как эффекты, которые стремится достичь архитектор непредсказуемы. Также, проектирование в соответствии с теорией документальности не означает воплощение идей в бетоне исключительно двумерной поверхности, а скорее создание с помощью архитектуры эффектов в трехмерном пространстве. Верно и обратное: в процессе обучения, что тоже является своего рода документальным ритуалом, и совершенствования навыков архитектор, творец, художник включается в документальное измерение своей деятельности, состоящее из институциональных предубеждений, затруднений бюрократической реальности, которое предопределяет и даже ограничивает реципиентов в проектировании. Открывшаяся дихотомия приводит к вопросу — считать ли это не только причиной недоразумений, но и удаления документального измерения проекта как симптома более масштабного и решающего удаления, удаления техники? Автор приходит к выводу, что архитектурный проект не воплощает, документирует умозрительные интенции и идеи, а, напротив, сам является продиктованным, предначертанным, во многом предвосхищающим идею, то есть интенцией, уже встроенной в документальное измерение.