В статье речь идет о проекте осмысления трансцендентной реальности, предпринятого в рамках феноменологии. Показано, что феноменологическая редукция, оставляющая за пределами очевидности все типы предметов сознания и все типы сущего, если они не раскрывают свой смысл в рамках феноменальной данности себя опыту, принципиально не позволяет говорить о трансцендентном. Это обстоятельство обнаруживает ограниченность феноменологии и необходимость ее дополнения различными онтологическими и гносеологическими конструкциями, такими как позитивные науки, теология, теория предметов, онтология идеальных предметов и т.п. В статье продемонстрирован проект такого дополнения: фундаментальная онтология Мартина Хайдеггера. Мартин Хайдеггер показывает, что феноменология в формате фундаментальной онтологии дазайн имеет преимущество перед теологией, поскольку выступает наукой о бытии, а теология - всего лишь наукой о сущем, а именно об одном из его видов - историческом откровении. Оказывается, что этот проект разводит феноменологию и теологию как основание для любых позитивных исследований, включая теологические, и тем самым не позволяет говорить о феноменологическом исследовании трансцендентного. Таким образом, показано, что феноменологическая философия и теология принципиально несовместимы.