Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
Метапознание и эмоциональный интеллект студентов естественных направлений в период пандемии и до нее. / Перикова, Екатерина Игоревна; Бызова, Валентина Михайловна.
In: РОССИЙСКИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ, Vol. 19, No. 1, 30.10.2022, p. 112-126.Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
}
TY - JOUR
T1 - Метапознание и эмоциональный интеллект студентов естественных направлений в период пандемии и до нее
AU - Перикова, Екатерина Игоревна
AU - Бызова, Валентина Михайловна
PY - 2022/10/30
Y1 - 2022/10/30
N2 - Введение. Представлены результаты эмпирического исследования, направленного на сравнение показателей метакогнитивных компонентов и эмоционального интел-лекта (ЭИ) молодежи с использованием срезовых опросов до и в период пандемии COVID-19. Новизна исследования заключается в возможности описания устойчивых эффектов пандемии на студентах естественнонаучных направлений подготовки. Методы. Выборку составил 551 студент второго курса Санкт-Петербургского государ-ственного университета: 260 респондентов приняли участие в 2018–2019 гг., 98 респон-дентов – в мае 2020 г., 114 респондентов – в январе 2021 г., 79 респондентов в мае 2021 г. Участники каждого этапа заполняли опросник эмоционального интеллекта Д. В. Люсина, сокращенную версию опросника «Метакогнитивная включенность в де-ятельность», адаптированную Е. И. Периковой, В. М. Бызовой, «Дифференциальный тест рефлексивности» Д. А. Леонтьева и Е. Н. Осина, «Опросник самоорганизации деятельности» Е. Ю. Мандриковой. Результаты. Обнаружено устойчивое увеличение выраженности общего показателя метакогнитивной включенности и метакогнитив-ного регулирования, а также снижение межличностного ЭИ у студентов в период пандемии COVID-19, в сравнении с показателями выборки до 2020 г. Показатели целеустремленности и внутриличностного ЭИ обнаружили значимое увеличение у студентов в период пандемии, в сравнении с уровнем до нее, но значимость раз-личий подтвердилась только для части выборок, собранных после 2020 г. Для групп студентов, до и в процессе пандемии, различались когнитивные компоненты, де-терминирующие межличностный ЭИ: системная рефлексия и целеустремленность для группы студентов до 2020 г. (коэффициент детерминации модели 13 %), и си-стемная рефлексия, метакогнитивные знания, настойчивость после 2020 г. (20 %). Обсуждение результатов. Комплексные изменения в обществе и системе высшего образования, в частности, произошедшие в период пандемии COVID-19, могли при-вести к улучшению метакогнитивного регулирования и ухудшению межличностного ЭИ у студентов естественнонаучных направлений.
AB - Введение. Представлены результаты эмпирического исследования, направленного на сравнение показателей метакогнитивных компонентов и эмоционального интел-лекта (ЭИ) молодежи с использованием срезовых опросов до и в период пандемии COVID-19. Новизна исследования заключается в возможности описания устойчивых эффектов пандемии на студентах естественнонаучных направлений подготовки. Методы. Выборку составил 551 студент второго курса Санкт-Петербургского государ-ственного университета: 260 респондентов приняли участие в 2018–2019 гг., 98 респон-дентов – в мае 2020 г., 114 респондентов – в январе 2021 г., 79 респондентов в мае 2021 г. Участники каждого этапа заполняли опросник эмоционального интеллекта Д. В. Люсина, сокращенную версию опросника «Метакогнитивная включенность в де-ятельность», адаптированную Е. И. Периковой, В. М. Бызовой, «Дифференциальный тест рефлексивности» Д. А. Леонтьева и Е. Н. Осина, «Опросник самоорганизации деятельности» Е. Ю. Мандриковой. Результаты. Обнаружено устойчивое увеличение выраженности общего показателя метакогнитивной включенности и метакогнитив-ного регулирования, а также снижение межличностного ЭИ у студентов в период пандемии COVID-19, в сравнении с показателями выборки до 2020 г. Показатели целеустремленности и внутриличностного ЭИ обнаружили значимое увеличение у студентов в период пандемии, в сравнении с уровнем до нее, но значимость раз-личий подтвердилась только для части выборок, собранных после 2020 г. Для групп студентов, до и в процессе пандемии, различались когнитивные компоненты, де-терминирующие межличностный ЭИ: системная рефлексия и целеустремленность для группы студентов до 2020 г. (коэффициент детерминации модели 13 %), и си-стемная рефлексия, метакогнитивные знания, настойчивость после 2020 г. (20 %). Обсуждение результатов. Комплексные изменения в обществе и системе высшего образования, в частности, произошедшие в период пандемии COVID-19, могли при-вести к улучшению метакогнитивного регулирования и ухудшению межличностного ЭИ у студентов естественнонаучных направлений.
KW - emotional intelligence
KW - higher education
KW - metacognition
KW - metacognitive regulation
KW - pandemic
KW - perseverance
KW - purposefulness
KW - reflection
KW - remote learning
KW - self-organization
UR - https://rpj.ru.com/index.php/rpj/article/view/1191
UR - https://www.mendeley.com/catalogue/890f21bd-c4a4-3454-a91b-5ae17d4e2f6f/
UR - http://www.scopus.com/inward/record.url?scp=85141218467&partnerID=8YFLogxK
U2 - 10.21702/rpj.2022.1.9
DO - 10.21702/rpj.2022.1.9
M3 - статья
VL - 19
SP - 112
EP - 126
JO - Russian Psychological Journal
JF - Russian Psychological Journal
SN - 1812-1853
IS - 1
ER -
ID: 99574273