DOI

Введение. Представлены результаты эмпирического исследования, направленного на сравнение показателей метакогнитивных компонентов и эмоционального интел-лекта (ЭИ) молодежи с использованием срезовых опросов до и в период пандемии COVID-19. Новизна исследования заключается в возможности описания устойчивых эффектов пандемии на студентах естественнонаучных направлений подготовки. Методы. Выборку составил 551 студент второго курса Санкт-Петербургского государ-ственного университета: 260 респондентов приняли участие в 2018–2019 гг., 98 респон-дентов – в мае 2020 г., 114 респондентов – в январе 2021 г., 79 респондентов в мае 2021 г. Участники каждого этапа заполняли опросник эмоционального интеллекта Д. В. Люсина, сокращенную версию опросника «Метакогнитивная включенность в де-ятельность», адаптированную Е. И. Периковой, В. М. Бызовой, «Дифференциальный тест рефлексивности» Д. А. Леонтьева и Е. Н. Осина, «Опросник самоорганизации деятельности» Е. Ю. Мандриковой. Результаты. Обнаружено устойчивое увеличение выраженности общего показателя метакогнитивной включенности и метакогнитив-ного регулирования, а также снижение межличностного ЭИ у студентов в период пандемии COVID-19, в сравнении с показателями выборки до 2020 г. Показатели целеустремленности и внутриличностного ЭИ обнаружили значимое увеличение у студентов в период пандемии, в сравнении с уровнем до нее, но значимость раз-личий подтвердилась только для части выборок, собранных после 2020 г. Для групп студентов, до и в процессе пандемии, различались когнитивные компоненты, де-терминирующие межличностный ЭИ: системная рефлексия и целеустремленность для группы студентов до 2020 г. (коэффициент детерминации модели 13 %), и си-стемная рефлексия, метакогнитивные знания, настойчивость после 2020 г. (20 %). Обсуждение результатов. Комплексные изменения в обществе и системе высшего образования, в частности, произошедшие в период пандемии COVID-19, могли при-вести к улучшению метакогнитивного регулирования и ухудшению межличностного ЭИ у студентов естественнонаучных направлений.
Translated title of the contributionImpact of the Covid-19 Pandemic on the Metacognition and Emotional Intelligence of Natural Science Students
Original languageRussian
Pages (from-to)112-126
Number of pages15
JournalРОССИЙСКИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
Volume19
Issue number1
DOIs
StatePublished - 30 Oct 2022

    Research areas

  • emotional intelligence, higher education, metacognition, metacognitive regulation, pandemic, perseverance, purposefulness, reflection, remote learning, self-organization

    Scopus subject areas

  • Education
  • Psychology(all)

ID: 99574273