Standard

Метапознание и эмоциональный интеллект студентов естественных направлений в период пандемии и до нее. / Перикова, Екатерина Игоревна; Бызова, Валентина Михайловна.

в: РОССИЙСКИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ, Том 19, № 1, 30.10.2022, стр. 112-126.

Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданияхстатьяРецензирование

Harvard

APA

Vancouver

Author

BibTeX

@article{2b1a0ebf8c0d4a3e8ca1724635691490,
title = "Метапознание и эмоциональный интеллект студентов естественных направлений в период пандемии и до нее",
abstract = "Введение. Представлены результаты эмпирического исследования, направленного на сравнение показателей метакогнитивных компонентов и эмоционального интел-лекта (ЭИ) молодежи с использованием срезовых опросов до и в период пандемии COVID-19. Новизна исследования заключается в возможности описания устойчивых эффектов пандемии на студентах естественнонаучных направлений подготовки. Методы. Выборку составил 551 студент второго курса Санкт-Петербургского государ-ственного университета: 260 респондентов приняли участие в 2018–2019 гг., 98 респон-дентов – в мае 2020 г., 114 респондентов – в январе 2021 г., 79 респондентов в мае 2021 г. Участники каждого этапа заполняли опросник эмоционального интеллекта Д. В. Люсина, сокращенную версию опросника «Метакогнитивная включенность в де-ятельность», адаптированную Е. И. Периковой, В. М. Бызовой, «Дифференциальный тест рефлексивности» Д. А. Леонтьева и Е. Н. Осина, «Опросник самоорганизации деятельности» Е. Ю. Мандриковой. Результаты. Обнаружено устойчивое увеличение выраженности общего показателя метакогнитивной включенности и метакогнитив-ного регулирования, а также снижение межличностного ЭИ у студентов в период пандемии COVID-19, в сравнении с показателями выборки до 2020 г. Показатели целеустремленности и внутриличностного ЭИ обнаружили значимое увеличение у студентов в период пандемии, в сравнении с уровнем до нее, но значимость раз-личий подтвердилась только для части выборок, собранных после 2020 г. Для групп студентов, до и в процессе пандемии, различались когнитивные компоненты, де-терминирующие межличностный ЭИ: системная рефлексия и целеустремленность для группы студентов до 2020 г. (коэффициент детерминации модели 13 %), и си-стемная рефлексия, метакогнитивные знания, настойчивость после 2020 г. (20 %). Обсуждение результатов. Комплексные изменения в обществе и системе высшего образования, в частности, произошедшие в период пандемии COVID-19, могли при-вести к улучшению метакогнитивного регулирования и ухудшению межличностного ЭИ у студентов естественнонаучных направлений.",
keywords = "emotional intelligence, higher education, metacognition, metacognitive regulation, pandemic, perseverance, purposefulness, reflection, remote learning, self-organization",
author = "Перикова, {Екатерина Игоревна} and Бызова, {Валентина Михайловна}",
year = "2022",
month = oct,
day = "30",
doi = "10.21702/rpj.2022.1.9",
language = "русский",
volume = "19",
pages = "112--126",
journal = "Russian Psychological Journal",
issn = "1812-1853",
publisher = "Кредо",
number = "1",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - Метапознание и эмоциональный интеллект студентов естественных направлений в период пандемии и до нее

AU - Перикова, Екатерина Игоревна

AU - Бызова, Валентина Михайловна

PY - 2022/10/30

Y1 - 2022/10/30

N2 - Введение. Представлены результаты эмпирического исследования, направленного на сравнение показателей метакогнитивных компонентов и эмоционального интел-лекта (ЭИ) молодежи с использованием срезовых опросов до и в период пандемии COVID-19. Новизна исследования заключается в возможности описания устойчивых эффектов пандемии на студентах естественнонаучных направлений подготовки. Методы. Выборку составил 551 студент второго курса Санкт-Петербургского государ-ственного университета: 260 респондентов приняли участие в 2018–2019 гг., 98 респон-дентов – в мае 2020 г., 114 респондентов – в январе 2021 г., 79 респондентов в мае 2021 г. Участники каждого этапа заполняли опросник эмоционального интеллекта Д. В. Люсина, сокращенную версию опросника «Метакогнитивная включенность в де-ятельность», адаптированную Е. И. Периковой, В. М. Бызовой, «Дифференциальный тест рефлексивности» Д. А. Леонтьева и Е. Н. Осина, «Опросник самоорганизации деятельности» Е. Ю. Мандриковой. Результаты. Обнаружено устойчивое увеличение выраженности общего показателя метакогнитивной включенности и метакогнитив-ного регулирования, а также снижение межличностного ЭИ у студентов в период пандемии COVID-19, в сравнении с показателями выборки до 2020 г. Показатели целеустремленности и внутриличностного ЭИ обнаружили значимое увеличение у студентов в период пандемии, в сравнении с уровнем до нее, но значимость раз-личий подтвердилась только для части выборок, собранных после 2020 г. Для групп студентов, до и в процессе пандемии, различались когнитивные компоненты, де-терминирующие межличностный ЭИ: системная рефлексия и целеустремленность для группы студентов до 2020 г. (коэффициент детерминации модели 13 %), и си-стемная рефлексия, метакогнитивные знания, настойчивость после 2020 г. (20 %). Обсуждение результатов. Комплексные изменения в обществе и системе высшего образования, в частности, произошедшие в период пандемии COVID-19, могли при-вести к улучшению метакогнитивного регулирования и ухудшению межличностного ЭИ у студентов естественнонаучных направлений.

AB - Введение. Представлены результаты эмпирического исследования, направленного на сравнение показателей метакогнитивных компонентов и эмоционального интел-лекта (ЭИ) молодежи с использованием срезовых опросов до и в период пандемии COVID-19. Новизна исследования заключается в возможности описания устойчивых эффектов пандемии на студентах естественнонаучных направлений подготовки. Методы. Выборку составил 551 студент второго курса Санкт-Петербургского государ-ственного университета: 260 респондентов приняли участие в 2018–2019 гг., 98 респон-дентов – в мае 2020 г., 114 респондентов – в январе 2021 г., 79 респондентов в мае 2021 г. Участники каждого этапа заполняли опросник эмоционального интеллекта Д. В. Люсина, сокращенную версию опросника «Метакогнитивная включенность в де-ятельность», адаптированную Е. И. Периковой, В. М. Бызовой, «Дифференциальный тест рефлексивности» Д. А. Леонтьева и Е. Н. Осина, «Опросник самоорганизации деятельности» Е. Ю. Мандриковой. Результаты. Обнаружено устойчивое увеличение выраженности общего показателя метакогнитивной включенности и метакогнитив-ного регулирования, а также снижение межличностного ЭИ у студентов в период пандемии COVID-19, в сравнении с показателями выборки до 2020 г. Показатели целеустремленности и внутриличностного ЭИ обнаружили значимое увеличение у студентов в период пандемии, в сравнении с уровнем до нее, но значимость раз-личий подтвердилась только для части выборок, собранных после 2020 г. Для групп студентов, до и в процессе пандемии, различались когнитивные компоненты, де-терминирующие межличностный ЭИ: системная рефлексия и целеустремленность для группы студентов до 2020 г. (коэффициент детерминации модели 13 %), и си-стемная рефлексия, метакогнитивные знания, настойчивость после 2020 г. (20 %). Обсуждение результатов. Комплексные изменения в обществе и системе высшего образования, в частности, произошедшие в период пандемии COVID-19, могли при-вести к улучшению метакогнитивного регулирования и ухудшению межличностного ЭИ у студентов естественнонаучных направлений.

KW - emotional intelligence

KW - higher education

KW - metacognition

KW - metacognitive regulation

KW - pandemic

KW - perseverance

KW - purposefulness

KW - reflection

KW - remote learning

KW - self-organization

UR - https://rpj.ru.com/index.php/rpj/article/view/1191

UR - https://www.mendeley.com/catalogue/890f21bd-c4a4-3454-a91b-5ae17d4e2f6f/

UR - http://www.scopus.com/inward/record.url?scp=85141218467&partnerID=8YFLogxK

U2 - 10.21702/rpj.2022.1.9

DO - 10.21702/rpj.2022.1.9

M3 - статья

VL - 19

SP - 112

EP - 126

JO - Russian Psychological Journal

JF - Russian Psychological Journal

SN - 1812-1853

IS - 1

ER -

ID: 99574273