Статья посвящена изучению кризисов профессионального развития личности на этапе выбора
профессии и профессионального обучения. Этот период в жизни человека приходится на фазу юно-
сти и ранней взрослости. В статье дан анализ эмпирического исследования, проведенного на выбор-
ках старшеклассников, студентов средних профессиональных учебных заведений и высших учебных
заведений. Методы исследования включали группы методов, направленных на выявление показа-
телей профессионального развития, выявление силы и характера кризисных переживаний, на из-
учение личностных особенностей и стратегий совладания. В результате было показано, что бóльшая
часть школьников и студентов испытывает трудности, связанные с выбором профессии и профессиональным обучением. Кризисные переживания проявляются в высоком психоэмоциональном напряжении, выраженности негативных эмоций по отношению к профессиональному будущему, низкой удовлетворенности учебной деятельностью, низкой удовлетворенностью жизнью в целом. Исследование выявило также рес