Standard

Harvard

APA

Vancouver

Author

BibTeX

@article{a2758dda59f743f1bdcc65817b00bc43,
title = "Свобода, мирская власть и власть Божественная в Каменноостровском цикле стихотворений А.С. Пушкина",
abstract = "В статье анализируется корреляция представлений о свободе, прежде всего свободеиндивида, мирских властях и власти Божественной в стихотворениях А.С. Пушкина, написанных на Каменном острове (Санкт-Петербург) летом 1836 г. В стихотворении «Из Пиндемонти» Пушкин прямо отвергает мирскую власть – как в формесамодержавия, так и в форме демократии – и противопоставляет ей идею полнойсамодостаточности и свободы личности. В отношении выдвигаемой здесь доктрины практически абсолютной свободы индивида на Пушкина мог оказать влияниеФихте, французский перевод книги которого «Назначение человека» (“Destinationde l{\textquoteright}Homme”, 1832 г.) засвидетельствован в библиотеке поэта. Однако у Фихте исключительно «воля» и «сила» самого индивида оказываются «конечными основаниями» всей его деятельности. В понимании же Пушкина абсолютная индивидуальная свобода не может не учитывать, с одной стороны, Божественную основумироздания, а с другой, того, что человек в высших своих творческих проявленияхнаправляется и вдохновляется Богом, послушен Его воле («Памятник»). Авторне исключает возможности того, что мистерию, представленную в стихотворенииКаменноостровского цикла «Из итальянского», Пушкин имплицитно коррелируетс действом, аллегорически описанным им еще в «Пророке» (1826 г.), как бы противопоставляя акты диавола и сатаны в отношении Иуды деяниям серафима и Богав отношении себя самого. В целом создается впечатление, что с течением времениПушкин в определенной мере все более соотносит свою «спасительную» поэтикодуховную миссию с миссией новозаветного Спасителя, что находит высшее выражение в «Памятнике». Автор приходит к выводу, что после смерти Александра Iи разгрома восстания декабристов А.С. Пушкин все чаще выражает идею безотносительной ценности личности как таковой, возможности ее духовного преображения, а говоря о свободе, все менее имеет в виду свободу политическую или социальную и все более противопоставляет власть небесную власти земной, что находиткульминацию в стихотворениях Каменноостровского цикла. В статье сделана такжепопытка условно выделить несколько основных идейных этапов в этом процессе.",
keywords = "философия пушкинских стихотворений Каменноостровского цикла, абсолютная свобода личности, Божественная власть, социально-политическая власть, Фихте, Саути, Пиндемонте, де Местр",
author = "Тантлевский, {Игорь Романович}",
note = "Цитирование: Тантлевский И.Р. Свобода, мирская власть и власть Божественная в Каменноостровском цикле стихотворений А.С. Пушкина // Вопросы философии. 2024. № 4. С. 148–157.",
year = "2024",
month = apr,
day = "10",
language = "русский",
volume = "-",
pages = "148--157",
journal = "ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ",
issn = "0042-8744",
publisher = "Международная книга",
number = "4",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - Свобода, мирская власть и власть Божественная в Каменноостровском цикле стихотворений А.С. Пушкина

AU - Тантлевский, Игорь Романович

N1 - Цитирование: Тантлевский И.Р. Свобода, мирская власть и власть Божественная в Каменноостровском цикле стихотворений А.С. Пушкина // Вопросы философии. 2024. № 4. С. 148–157.

PY - 2024/4/10

Y1 - 2024/4/10

N2 - В статье анализируется корреляция представлений о свободе, прежде всего свободеиндивида, мирских властях и власти Божественной в стихотворениях А.С. Пушкина, написанных на Каменном острове (Санкт-Петербург) летом 1836 г. В стихотворении «Из Пиндемонти» Пушкин прямо отвергает мирскую власть – как в формесамодержавия, так и в форме демократии – и противопоставляет ей идею полнойсамодостаточности и свободы личности. В отношении выдвигаемой здесь доктрины практически абсолютной свободы индивида на Пушкина мог оказать влияниеФихте, французский перевод книги которого «Назначение человека» (“Destinationde l’Homme”, 1832 г.) засвидетельствован в библиотеке поэта. Однако у Фихте исключительно «воля» и «сила» самого индивида оказываются «конечными основаниями» всей его деятельности. В понимании же Пушкина абсолютная индивидуальная свобода не может не учитывать, с одной стороны, Божественную основумироздания, а с другой, того, что человек в высших своих творческих проявленияхнаправляется и вдохновляется Богом, послушен Его воле («Памятник»). Авторне исключает возможности того, что мистерию, представленную в стихотворенииКаменноостровского цикла «Из итальянского», Пушкин имплицитно коррелируетс действом, аллегорически описанным им еще в «Пророке» (1826 г.), как бы противопоставляя акты диавола и сатаны в отношении Иуды деяниям серафима и Богав отношении себя самого. В целом создается впечатление, что с течением времениПушкин в определенной мере все более соотносит свою «спасительную» поэтикодуховную миссию с миссией новозаветного Спасителя, что находит высшее выражение в «Памятнике». Автор приходит к выводу, что после смерти Александра Iи разгрома восстания декабристов А.С. Пушкин все чаще выражает идею безотносительной ценности личности как таковой, возможности ее духовного преображения, а говоря о свободе, все менее имеет в виду свободу политическую или социальную и все более противопоставляет власть небесную власти земной, что находиткульминацию в стихотворениях Каменноостровского цикла. В статье сделана такжепопытка условно выделить несколько основных идейных этапов в этом процессе.

AB - В статье анализируется корреляция представлений о свободе, прежде всего свободеиндивида, мирских властях и власти Божественной в стихотворениях А.С. Пушкина, написанных на Каменном острове (Санкт-Петербург) летом 1836 г. В стихотворении «Из Пиндемонти» Пушкин прямо отвергает мирскую власть – как в формесамодержавия, так и в форме демократии – и противопоставляет ей идею полнойсамодостаточности и свободы личности. В отношении выдвигаемой здесь доктрины практически абсолютной свободы индивида на Пушкина мог оказать влияниеФихте, французский перевод книги которого «Назначение человека» (“Destinationde l’Homme”, 1832 г.) засвидетельствован в библиотеке поэта. Однако у Фихте исключительно «воля» и «сила» самого индивида оказываются «конечными основаниями» всей его деятельности. В понимании же Пушкина абсолютная индивидуальная свобода не может не учитывать, с одной стороны, Божественную основумироздания, а с другой, того, что человек в высших своих творческих проявленияхнаправляется и вдохновляется Богом, послушен Его воле («Памятник»). Авторне исключает возможности того, что мистерию, представленную в стихотворенииКаменноостровского цикла «Из итальянского», Пушкин имплицитно коррелируетс действом, аллегорически описанным им еще в «Пророке» (1826 г.), как бы противопоставляя акты диавола и сатаны в отношении Иуды деяниям серафима и Богав отношении себя самого. В целом создается впечатление, что с течением времениПушкин в определенной мере все более соотносит свою «спасительную» поэтикодуховную миссию с миссией новозаветного Спасителя, что находит высшее выражение в «Памятнике». Автор приходит к выводу, что после смерти Александра Iи разгрома восстания декабристов А.С. Пушкин все чаще выражает идею безотносительной ценности личности как таковой, возможности ее духовного преображения, а говоря о свободе, все менее имеет в виду свободу политическую или социальную и все более противопоставляет власть небесную власти земной, что находиткульминацию в стихотворениях Каменноостровского цикла. В статье сделана такжепопытка условно выделить несколько основных идейных этапов в этом процессе.

KW - философия пушкинских стихотворений Каменноостровского цикла, абсолютная свобода личности, Божественная власть, социально-политическая власть, Фихте, Саути, Пиндемонте, де Местр

M3 - статья

VL - -

SP - 148

EP - 157

JO - ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ

JF - ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ

SN - 0042-8744

IS - 4

ER -

ID: 114904134