Standard

Анализ движений глаз при чтении адаптированных текстов старшеклассниками с общим недоразвитием речи. / Зубов, Владислав Иванович; Петрова, Татьяна Евгеньевна.

2019. Abstract from XLIII Международная филологическая научная конференция, Санкт-Петербург, Russian Federation.

Research output: Contribution to conferenceAbstractpeer-review

Harvard

Зубов, ВИ & Петрова, ТЕ 2019, 'Анализ движений глаз при чтении адаптированных текстов старшеклассниками с общим недоразвитием речи', XLIII Международная филологическая научная конференция, Санкт-Петербург, Russian Federation, 11/03/13 - 17/03/13. <http://conference-spbu.ru/conference/40/reports/11376>

APA

Vancouver

Зубов ВИ, Петрова ТЕ. Анализ движений глаз при чтении адаптированных текстов старшеклассниками с общим недоразвитием речи. 2019. Abstract from XLIII Международная филологическая научная конференция, Санкт-Петербург, Russian Federation.

Author

BibTeX

@conference{3e5eb11dd5dd49a08000612e6d27a73e,
title = "Анализ движений глаз при чтении адаптированных текстов старшеклассниками с общим недоразвитием речи",
abstract = "Новизна работы заключается в том, что несмотря на растущий интерес к изучению процесса чтения с помощью методики регистрации движений глаз (см. работы Т. В. Ахутиной, М. М. Безруких, А. Н. Корнева) экспериментальных исследований восприятия текста с разным типом адаптации на материале русского языка, насколько нам известно, до сих пор не проводилось. Кроме того, при изучении процесса чтения у детей в зону интереса обычно попадают школьники младших классов. Вне поля зрения оказываются старшеклассники, у которых навык чтения уже должен быть сформирован, но которые тем не менее сталкиваются с проблемами при обработке текста.Участниками исследования стали 38 учащихся 9–10 классов общеобразовательной коррекционной школы № 3 Санкт-Петербурга, имеющие диагноз «общее недоразвитие речи». Материалом эксперимента послужили предложенные логопедом тексты, используемые при оценке навыков чтения у школьников этого возраста. Тексты были преобразованы нами в два варианта: 1) с преимущественно лексической адаптацией, состоящей в замене одних слов (сложных, редко употребляемых) на другие (более распространенные), и 2) с преимущественно грамматической адаптацией, когда упрощаются сложные синтаксические структуры, уменьшается объем предложения. Все тексты были выравнены по уровню сложности с помощью ресурса readability.io. Целью исследования стало сравнение процесса чтения и понимания одной и той же информации, представленной в разных типах адаптации текста.В ходе эксперимента участники должны были прочитать последовательно предъявляемые на экране компьютера тексты, один из которых был адаптирован лексически, второй — грамматически; после прочтения про себя каждого текста участникам было предложено ответить на 9 вопросов. Восемь вопросов касались содержания текста. В качестве ответа на последний вопрос участникам эксперимента предлагалось оценить сложность текста по шкале от -2 (простой) до +2 (сложный). На протяжении всего эксперимента велась запись движений глаз каждого участника на приборе EyeLink 1000+. Были проанализированы следующие данные: общее время прочтения, средняя длительность фиксаций, общее количество фиксаций, средняя длительность первого прохода и количество регрессий для каждого из типов текстов;количество правильных ответов на открытые вопросы по содержанию текста;субъективная сложность текста.Кроме того, был проведен сопоставительный анализ полученных данных с оценкой учителей-логопедов и речевым диагнозом школьников. В результате исследования были выявлены преимущества того или иного типа адаптации при анализе текста на разных уровнях его обработки. Полученные результаты могут быть полезны при составлении текстов для пособий логопедического профиля, а также при ответе на волнующий лингвистов вопрос «Что важнее: лексика или грамматика?».",
keywords = "Процесс чтения, лексическая адаптация, грамматическая адаптация, регистрация движений глаз, старшие школьники, общее недоразвитие речи",
author = "Зубов, {Владислав Иванович} and Петрова, {Татьяна Евгеньевна}",
year = "2019",
month = mar,
language = "русский",
note = "XLII Международная филологическая конференция, МФНК ; Conference date: 11-03-2013 Through 17-03-2013",
url = "http://conference-spbu.ru/conference/38, http://phil.spbu.ru/Phil/nauka/konferencii/arhiv/konferencii-2017-2018-goda/xlvii-mezhdunarodnaya-filologicheskaya-nauchnaya-konferenciya, http://phil.spbu.ru/Phil/nauka/konferencii/konferencii-2018-2019-goda/xlviii-mezhdunarodnaya-filologicheskaya-konferenciya, http://conference-spbu.ru/conference/40/structure/, http://conference-spbu.ru/conference/40/news/20/., http://conference-spbu.ru/conference/40/ , http://www.conference-spbu.ru/conference/13/",

}

RIS

TY - CONF

T1 - Анализ движений глаз при чтении адаптированных текстов старшеклассниками с общим недоразвитием речи

AU - Зубов, Владислав Иванович

AU - Петрова, Татьяна Евгеньевна

N1 - Conference code: XLVII

PY - 2019/3

Y1 - 2019/3

N2 - Новизна работы заключается в том, что несмотря на растущий интерес к изучению процесса чтения с помощью методики регистрации движений глаз (см. работы Т. В. Ахутиной, М. М. Безруких, А. Н. Корнева) экспериментальных исследований восприятия текста с разным типом адаптации на материале русского языка, насколько нам известно, до сих пор не проводилось. Кроме того, при изучении процесса чтения у детей в зону интереса обычно попадают школьники младших классов. Вне поля зрения оказываются старшеклассники, у которых навык чтения уже должен быть сформирован, но которые тем не менее сталкиваются с проблемами при обработке текста.Участниками исследования стали 38 учащихся 9–10 классов общеобразовательной коррекционной школы № 3 Санкт-Петербурга, имеющие диагноз «общее недоразвитие речи». Материалом эксперимента послужили предложенные логопедом тексты, используемые при оценке навыков чтения у школьников этого возраста. Тексты были преобразованы нами в два варианта: 1) с преимущественно лексической адаптацией, состоящей в замене одних слов (сложных, редко употребляемых) на другие (более распространенные), и 2) с преимущественно грамматической адаптацией, когда упрощаются сложные синтаксические структуры, уменьшается объем предложения. Все тексты были выравнены по уровню сложности с помощью ресурса readability.io. Целью исследования стало сравнение процесса чтения и понимания одной и той же информации, представленной в разных типах адаптации текста.В ходе эксперимента участники должны были прочитать последовательно предъявляемые на экране компьютера тексты, один из которых был адаптирован лексически, второй — грамматически; после прочтения про себя каждого текста участникам было предложено ответить на 9 вопросов. Восемь вопросов касались содержания текста. В качестве ответа на последний вопрос участникам эксперимента предлагалось оценить сложность текста по шкале от -2 (простой) до +2 (сложный). На протяжении всего эксперимента велась запись движений глаз каждого участника на приборе EyeLink 1000+. Были проанализированы следующие данные: общее время прочтения, средняя длительность фиксаций, общее количество фиксаций, средняя длительность первого прохода и количество регрессий для каждого из типов текстов;количество правильных ответов на открытые вопросы по содержанию текста;субъективная сложность текста.Кроме того, был проведен сопоставительный анализ полученных данных с оценкой учителей-логопедов и речевым диагнозом школьников. В результате исследования были выявлены преимущества того или иного типа адаптации при анализе текста на разных уровнях его обработки. Полученные результаты могут быть полезны при составлении текстов для пособий логопедического профиля, а также при ответе на волнующий лингвистов вопрос «Что важнее: лексика или грамматика?».

AB - Новизна работы заключается в том, что несмотря на растущий интерес к изучению процесса чтения с помощью методики регистрации движений глаз (см. работы Т. В. Ахутиной, М. М. Безруких, А. Н. Корнева) экспериментальных исследований восприятия текста с разным типом адаптации на материале русского языка, насколько нам известно, до сих пор не проводилось. Кроме того, при изучении процесса чтения у детей в зону интереса обычно попадают школьники младших классов. Вне поля зрения оказываются старшеклассники, у которых навык чтения уже должен быть сформирован, но которые тем не менее сталкиваются с проблемами при обработке текста.Участниками исследования стали 38 учащихся 9–10 классов общеобразовательной коррекционной школы № 3 Санкт-Петербурга, имеющие диагноз «общее недоразвитие речи». Материалом эксперимента послужили предложенные логопедом тексты, используемые при оценке навыков чтения у школьников этого возраста. Тексты были преобразованы нами в два варианта: 1) с преимущественно лексической адаптацией, состоящей в замене одних слов (сложных, редко употребляемых) на другие (более распространенные), и 2) с преимущественно грамматической адаптацией, когда упрощаются сложные синтаксические структуры, уменьшается объем предложения. Все тексты были выравнены по уровню сложности с помощью ресурса readability.io. Целью исследования стало сравнение процесса чтения и понимания одной и той же информации, представленной в разных типах адаптации текста.В ходе эксперимента участники должны были прочитать последовательно предъявляемые на экране компьютера тексты, один из которых был адаптирован лексически, второй — грамматически; после прочтения про себя каждого текста участникам было предложено ответить на 9 вопросов. Восемь вопросов касались содержания текста. В качестве ответа на последний вопрос участникам эксперимента предлагалось оценить сложность текста по шкале от -2 (простой) до +2 (сложный). На протяжении всего эксперимента велась запись движений глаз каждого участника на приборе EyeLink 1000+. Были проанализированы следующие данные: общее время прочтения, средняя длительность фиксаций, общее количество фиксаций, средняя длительность первого прохода и количество регрессий для каждого из типов текстов;количество правильных ответов на открытые вопросы по содержанию текста;субъективная сложность текста.Кроме того, был проведен сопоставительный анализ полученных данных с оценкой учителей-логопедов и речевым диагнозом школьников. В результате исследования были выявлены преимущества того или иного типа адаптации при анализе текста на разных уровнях его обработки. Полученные результаты могут быть полезны при составлении текстов для пособий логопедического профиля, а также при ответе на волнующий лингвистов вопрос «Что важнее: лексика или грамматика?».

KW - Процесс чтения

KW - лексическая адаптация

KW - грамматическая адаптация

KW - регистрация движений глаз

KW - старшие школьники

KW - общее недоразвитие речи

M3 - тезисы

T2 - XLII Международная филологическая конференция

Y2 - 11 March 2013 through 17 March 2013

ER -

ID: 41383998