Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
Адаптация элементов крыла в турбулентном потоке с помощью протокола локального голосования. / Граничин, О.Н.; Хантулева, Т.А.
In: АВТОМАТИКА И ТЕЛЕМЕХАНИКА, No. 10, 2017, p. 168-188.Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
}
TY - JOUR
T1 - Адаптация элементов крыла в турбулентном потоке с помощью протокола локального голосования
AU - Граничин, О.Н.
AU - Хантулева, Т.А.
PY - 2017
Y1 - 2017
N2 - Миниатюризация и увеличение быстродействия вычислителей, датчиков и исполнительных устройств открывают новые возможности интеллектуального управления сложными мехатронными системами на переходных процессах и в условиях турбулентности. Ранее вопросы адаптивного управления в изменчивой среде и с изменяющейся во времени структурой пространства состояний исследовались незначительно из-за ограниченных возможностей практической реализации. Изменение структуры пространства состояний (размерности) возможно при активном взаимодействии с окружающими системами. В статье на примере самолета с большим количеством распределенных по поверхности “перьев” - элементов с датчиками давления и исполнительными поворачивающимися устройствами - показано, что в сложных системах адаптация к изменениям структуры внешних возмущений может происходить за счет внутренней самоорганизации, как и в мультиагентных системах. В условиях турбулентности для задачи выравнивания влияния возмущающих сил на разные элементы крыла и преобразования обтекания самолета в режим, близкий к ламинарному, рассматривается возможность применения мультиагентного протокола. Работоспособность нового подхода иллюстрируется с помощью специально изготовленного экспериментального стенда, позволяющего проводить реальные физические эксперименты.
AB - Миниатюризация и увеличение быстродействия вычислителей, датчиков и исполнительных устройств открывают новые возможности интеллектуального управления сложными мехатронными системами на переходных процессах и в условиях турбулентности. Ранее вопросы адаптивного управления в изменчивой среде и с изменяющейся во времени структурой пространства состояний исследовались незначительно из-за ограниченных возможностей практической реализации. Изменение структуры пространства состояний (размерности) возможно при активном взаимодействии с окружающими системами. В статье на примере самолета с большим количеством распределенных по поверхности “перьев” - элементов с датчиками давления и исполнительными поворачивающимися устройствами - показано, что в сложных системах адаптация к изменениям структуры внешних возмущений может происходить за счет внутренней самоорганизации, как и в мультиагентных системах. В условиях турбулентности для задачи выравнивания влияния возмущающих сил на разные элементы крыла и преобразования обтекания самолета в режим, близкий к ламинарному, рассматривается возможность применения мультиагентного протокола. Работоспособность нового подхода иллюстрируется с помощью специально изготовленного экспериментального стенда, позволяющего проводить реальные физические эксперименты.
KW - МУЛЬТИАГЕНТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
KW - самоорганизация
KW - турбулентность
KW - ПОЛЕТ САМОЛЕТА
KW - адаптация
KW - скоростной градиент
UR - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30067049
M3 - статья
SP - 168
EP - 188
JO - АВТОМАТИКА И ТЕЛЕМЕХАНИКА
JF - АВТОМАТИКА И ТЕЛЕМЕХАНИКА
SN - 0005-2310
IS - 10
ER -
ID: 17267946