Миниатюризация и увеличение быстродействия вычислителей, датчиков и исполнительных устройств открывают новые возможности интеллектуального управления сложными мехатронными системами на переходных процессах и в условиях турбулентности. Ранее вопросы адаптивного управления в изменчивой среде и с изменяющейся во времени структурой пространства состояний исследовались незначительно из-за ограниченных возможностей практической реализации. Изменение структуры пространства состояний (размерности) возможно при активном взаимодействии с окружающими системами. В статье на примере самолета с большим количеством распределенных по поверхности “перьев” - элементов с датчиками давления и исполнительными поворачивающимися устройствами - показано, что в сложных системах адаптация к изменениям структуры внешних возмущений может происходить за счет внутренней самоорганизации, как и в мультиагентных системах. В условиях турбулентности для задачи выравнивания влияния возмущающих сил на разные элементы крыла и преобразования обтекания самолета в режим, близкий к ламинарному, рассматривается возможность применения мультиагентного протокола. Работоспособность нового подхода иллюстрируется с помощью специально изготовленного экспериментального стенда, позволяющего проводить реальные физические эксперименты.