Решение задачи повышения конкурентоспособности российских университетов определяет необходимость изучения соответствующего мирового опыта. Данный доклад посвящен анализу практического применения модели Салми – признанной модели конкурентоспособности университетов мирового класса, что и определяет его актуальность.
Модель Салми является вербальной. Она описана тремя параметрами, значения которых отвечают конкурентоспособности университета мирового класса: в университете имеет место концентрация талантов; система управления университетом является благоприятной; финансирование вуза является обильным, т.е. достаточным для обеспечения выполнения обоих вышеназванных условий в долгосрочном периоде. Одновременное выполнение названных условий можно рассматривать как критерий конкурентоспособности университета мирового класса. К сожалению, практическое применение модели Салми связано с рядом сложностей. Так, прежде всего, вербальное представление параметров модели и их значений усложняет оценку не только абсолютного выполнения требований этого критерия, но и решение вопросов сравнения значений этих параметров для разных университетов.
Задача практического применения модели Салми означает обязательность конкретизации ее вербальных параметров, что, в свою очередь, ведет к появлению дополнительных проблем:
• каждый из вербальных параметров модели должен быть конкретизирован определенным перечнем как описательных характеристик, так и количественных показателей. Их выбор, осуществляемый лицом, принимающим решение (ЛПР), вносит в процесс конкретизации вербальных параметров модели субъективную позицию ЛПР, что, в конечном итоге, может привести к несопоставимости оценки конкурентоспособности разных университетов;
• перечень описательных характеристик и количественных показателей, конкретизирующих параметры модели, должен быть исчерпывающим. Однако что понимать под этим, и какой должна быть степень детализации деятельности университета?
• Используемые для оценки конкурентоспособности показатели и характеристики, конкретизирующие вербальные параметры модели, могут быть взаимосвязаны между собой. Это означает, что улучшение значений одних показателей в ряде случаев может привести к ухудшению значений других показателей, также описывающих конкурентоспособность университета. Какие показатели между собой связаны, какое изменение одних показателей ведет к противоречивому с позиций обеспечения конкурентоспособности изменению других; как уменьшить или снять эту противоречивость показателей?
В докладе анализируются проблемы практического применения модели Салми для оценки соответствия конкурентоспособности любого российского университета критерию конкурентоспособности университета мирового класса.
Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ 16-06-002
Translated title of the contributionPractical application difficulties of the Salmy-model as model of competitiveness of the world class universities
Original languageRussian
Title of host publicationМеждународный экономический симпозиум — 2018
Subtitle of host publicationМатериалы международных научных конференций 19–21 апреля 2018 г.: V международной научно-практической конференции «Устойчивое развитие: общество и экономика», V международной научной конференции: Соколовские чтения «Бухгалтерский учет: взгляд из прошлого в будущее»
EditorsС.А. Белозеров
Place of PublicationСПб.
PublisherИздательство Санкт-Петербургского университета
Pages260
Number of pages1
StatePublished - 19 Apr 2018
EventМеждународный экономический симпозиум − 2018 - СПбГУ, Санкт-Петербург, Russian Federation
Duration: 19 Apr 201821 Apr 2018
https://events.spbu.ru/events/anons/international-economic-symposium-2018
http://www.econ.spbu.ru/ru/news-events/events/iii-mezhdunarodnyy-ekonomicheskiy-simpozium

Conference

ConferenceМеждународный экономический симпозиум − 2018
Country/TerritoryRussian Federation
CityСанкт-Петербург
Period19/04/1821/04/18
Internet address

    Research areas

  • world class university, competitiveness of the university, Salmi model, the complexity of the practical application of the Salmi model.

    Scopus subject areas

  • Economics, Econometrics and Finance(all)

ID: 62249032