Решение задачи повышения конкурентоспособности российских университетов определяет необходимость изучения соответствующего мирового опыта. Данный доклад посвящен анализу практического применения модели Салми – признанной модели конкурентоспособности университетов мирового класса, что и определяет его актуальность.
Модель Салми является вербальной. Она описана тремя параметрами, значения которых отвечают конкурентоспособности университета мирового класса: в университете имеет место концентрация талантов; система управления университетом является благоприятной; финансирование вуза является обильным, т.е. достаточным для обеспечения выполнения обоих вышеназванных условий в долгосрочном периоде. Одновременное выполнение названных условий можно рассматривать как критерий конкурентоспособности университета мирового класса. К сожалению, практическое применение модели Салми связано с рядом сложностей. Так, прежде всего, вербальное представление параметров модели и их значений усложняет оценку не только абсолютного выполнения требований этого критерия, но и решение вопросов сравнения значений этих параметров для разных университетов.
Задача практического применения модели Салми означает обязательность конкретизации ее вербальных параметров, что, в свою очередь, ведет к появлению дополнительных проблем:
• каждый из вербальных параметров модели должен быть конкретизирован определенным перечнем как описательных характеристик, так и количественных показателей. Их выбор, осуществляемый лицом, принимающим решение (ЛПР), вносит в процесс конкретизации вербальных параметров модели субъективную позицию ЛПР, что, в конечном итоге, может привести к несопоставимости оценки конкурентоспособности разных университетов;
• перечень описательных характеристик и количественных показателей, конкретизирующих параметры модели, должен быть исчерпывающим. Однако что понимать под этим, и какой должна быть степень детализации деятельности университета?
• Используемые для оценки конкурентоспособности показатели и характеристики, конкретизирующие вербальные параметры модели, могут быть взаимосвязаны между собой. Это означает, что улучшение значений одних показателей в ряде случаев может привести к ухудшению значений других показателей, также описывающих конкурентоспособность университета. Какие показатели между собой связаны, какое изменение одних показателей ведет к противоречивому с позиций обеспечения конкурентоспособности изменению других; как уменьшить или снять эту противоречивость показателей?
В докладе анализируются проблемы практического применения модели Салми для оценки соответствия конкурентоспособности любого российского университета критерию конкурентоспособности университета мирового класса.
Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ 16-06-002