Standard

Параметры семейного взаимодействия у дошкольников с разным уровнем интерперсональной эмоциональной компетентности. / Василенко, В.Е.; Сергуничева, Н.А.

In: ИЗВЕСТИЯ САРАТОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. НОВАЯ СЕРИЯ. АКМЕОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ, Vol. 9, No. 1 (33), 31.03.2020, p. 58-68.

Research output: Contribution to journalArticlepeer-review

Harvard

Василенко, ВЕ & Сергуничева, НА 2020, 'Параметры семейного взаимодействия у дошкольников с разным уровнем интерперсональной эмоциональной компетентности', ИЗВЕСТИЯ САРАТОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. НОВАЯ СЕРИЯ. АКМЕОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ, vol. 9, no. 1 (33), pp. 58-68.

APA

Василенко, В. Е., & Сергуничева, Н. А. (2020). Параметры семейного взаимодействия у дошкольников с разным уровнем интерперсональной эмоциональной компетентности. ИЗВЕСТИЯ САРАТОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. НОВАЯ СЕРИЯ. АКМЕОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ, 9(1 (33)), 58-68.

Vancouver

Василенко ВЕ, Сергуничева НА. Параметры семейного взаимодействия у дошкольников с разным уровнем интерперсональной эмоциональной компетентности. ИЗВЕСТИЯ САРАТОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. НОВАЯ СЕРИЯ. АКМЕОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ. 2020 Mar 31;9(1 (33)):58-68.

Author

Василенко, В.Е. ; Сергуничева, Н.А. / Параметры семейного взаимодействия у дошкольников с разным уровнем интерперсональной эмоциональной компетентности. In: ИЗВЕСТИЯ САРАТОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. НОВАЯ СЕРИЯ. АКМЕОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ. 2020 ; Vol. 9, No. 1 (33). pp. 58-68.

BibTeX

@article{85fe7c107fcd4349b6441558615b0bb6,
title = "Параметры семейного взаимодействия у дошкольников с разным уровнем интерперсональной эмоциональной компетентности",
abstract = "Цель исследования, представленного в статье - сравнительный анализ семейного взаимодействия в семьях старших дошкольников с разным уровнем интерперсональной эмоциональной компетентности (включающей идентификацию эмоций, эмпатию и экспрессию). Гипотезы исследования: В семьях дошкольников с высокой интерперсональной эмоциональной компетентностью матери обладают большей зрелостью стилевых характеристик воспитания, наблюдается более благополучная картина эмоционального взаимодействия матерей с детьми, оптимальные параметры семейной адаптации и сплоченности. В то же время в формировании интерперсональной эмоциональной компетентности возможны компенсаторные механизмы. Выборка: 160 человек - 80 дошкольников 5-6 лет (38 мальчиков и 42 девочки) и 80 их матерей (Санкт-Петербург). С помощью психодиагностических методик выявлено, что 58% дошкольников демонстрируют средний уровень интерперсональной эмоциональной компетентности, 29% - высокий и 14% - низкий. Сравнительный анализ параметров семейного взаимодействия в группах детей с разным уровнем интерперсональной эмоциональной компетентности обнаружил значимые различия, демонстрирующие изменения от низкого уровня к среднему и от среднего к высокому. В семьях дошкольников с высокой сформированностью эмоциональной компетентности по сравнению с низкой и средней матери обладают большей зрелостью стилевых характеристик воспитания и меньшей выраженностью психологических проблем, связанных с воспитанием. Они менее склонны к потворствующей гиперпротекции, неустойчивому стилю воспитания, проекциям на ребенка, вынесению супружеского конфликта в сферу воспитания. В этой группе матери также демонстрируют более высокое эмоциональное принятие ребенка и большую зрелость поведенческих проявлений взаимодействия. В показателях семейной адаптации и сплоченности различий не выявлено. Сравнение групп со средней и низкой эмоциональной компетентностью показывает аналогичные закономерности. Таким образом, сравнительный анализ не выявляет компенсаторных механизмов в развитии интерперсональной эмоциональной компетентности у дошкольников, но наглядно показывает основные параметры взаимодействия матерей с детьми, необходимые для ее формирования.",
keywords = "cтаршие дошкольники, интерперсональная эмоциональная компетентность, семейное взаимодействие, стилевые характеристики воспитания, эмоциональное взаимодействие матерей с детьми, семейная адаптация, сплоченность семьи, senior preschoolers, interpersonal emotional competence, family interaction, stylistic characteristics of parenting, mothers{\textquoteright} emotional interaction with children, family adaptation, family cohesion",
author = "В.Е. Василенко and Н.А. Сергуничева",
note = "Василенко В.Е., Сергуничева Н.А. Параметры семейного взаимодействия у дошкольников с разным уровнем интерперсональной эмоциональной компетентности //Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. Т. 9. Вып. 1 (33). С. 58-68.",
year = "2020",
month = mar,
day = "31",
language = "русский",
volume = "9",
pages = "58--68",
journal = "ИЗВЕСТИЯ САРАТОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. НОВАЯ СЕРИЯ. АКМЕОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ",
issn = "2304-9790",
publisher = "Издательство Саратовского университета",
number = "1 (33)",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - Параметры семейного взаимодействия у дошкольников с разным уровнем интерперсональной эмоциональной компетентности

AU - Василенко, В.Е.

AU - Сергуничева, Н.А.

N1 - Василенко В.Е., Сергуничева Н.А. Параметры семейного взаимодействия у дошкольников с разным уровнем интерперсональной эмоциональной компетентности //Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. Т. 9. Вып. 1 (33). С. 58-68.

PY - 2020/3/31

Y1 - 2020/3/31

N2 - Цель исследования, представленного в статье - сравнительный анализ семейного взаимодействия в семьях старших дошкольников с разным уровнем интерперсональной эмоциональной компетентности (включающей идентификацию эмоций, эмпатию и экспрессию). Гипотезы исследования: В семьях дошкольников с высокой интерперсональной эмоциональной компетентностью матери обладают большей зрелостью стилевых характеристик воспитания, наблюдается более благополучная картина эмоционального взаимодействия матерей с детьми, оптимальные параметры семейной адаптации и сплоченности. В то же время в формировании интерперсональной эмоциональной компетентности возможны компенсаторные механизмы. Выборка: 160 человек - 80 дошкольников 5-6 лет (38 мальчиков и 42 девочки) и 80 их матерей (Санкт-Петербург). С помощью психодиагностических методик выявлено, что 58% дошкольников демонстрируют средний уровень интерперсональной эмоциональной компетентности, 29% - высокий и 14% - низкий. Сравнительный анализ параметров семейного взаимодействия в группах детей с разным уровнем интерперсональной эмоциональной компетентности обнаружил значимые различия, демонстрирующие изменения от низкого уровня к среднему и от среднего к высокому. В семьях дошкольников с высокой сформированностью эмоциональной компетентности по сравнению с низкой и средней матери обладают большей зрелостью стилевых характеристик воспитания и меньшей выраженностью психологических проблем, связанных с воспитанием. Они менее склонны к потворствующей гиперпротекции, неустойчивому стилю воспитания, проекциям на ребенка, вынесению супружеского конфликта в сферу воспитания. В этой группе матери также демонстрируют более высокое эмоциональное принятие ребенка и большую зрелость поведенческих проявлений взаимодействия. В показателях семейной адаптации и сплоченности различий не выявлено. Сравнение групп со средней и низкой эмоциональной компетентностью показывает аналогичные закономерности. Таким образом, сравнительный анализ не выявляет компенсаторных механизмов в развитии интерперсональной эмоциональной компетентности у дошкольников, но наглядно показывает основные параметры взаимодействия матерей с детьми, необходимые для ее формирования.

AB - Цель исследования, представленного в статье - сравнительный анализ семейного взаимодействия в семьях старших дошкольников с разным уровнем интерперсональной эмоциональной компетентности (включающей идентификацию эмоций, эмпатию и экспрессию). Гипотезы исследования: В семьях дошкольников с высокой интерперсональной эмоциональной компетентностью матери обладают большей зрелостью стилевых характеристик воспитания, наблюдается более благополучная картина эмоционального взаимодействия матерей с детьми, оптимальные параметры семейной адаптации и сплоченности. В то же время в формировании интерперсональной эмоциональной компетентности возможны компенсаторные механизмы. Выборка: 160 человек - 80 дошкольников 5-6 лет (38 мальчиков и 42 девочки) и 80 их матерей (Санкт-Петербург). С помощью психодиагностических методик выявлено, что 58% дошкольников демонстрируют средний уровень интерперсональной эмоциональной компетентности, 29% - высокий и 14% - низкий. Сравнительный анализ параметров семейного взаимодействия в группах детей с разным уровнем интерперсональной эмоциональной компетентности обнаружил значимые различия, демонстрирующие изменения от низкого уровня к среднему и от среднего к высокому. В семьях дошкольников с высокой сформированностью эмоциональной компетентности по сравнению с низкой и средней матери обладают большей зрелостью стилевых характеристик воспитания и меньшей выраженностью психологических проблем, связанных с воспитанием. Они менее склонны к потворствующей гиперпротекции, неустойчивому стилю воспитания, проекциям на ребенка, вынесению супружеского конфликта в сферу воспитания. В этой группе матери также демонстрируют более высокое эмоциональное принятие ребенка и большую зрелость поведенческих проявлений взаимодействия. В показателях семейной адаптации и сплоченности различий не выявлено. Сравнение групп со средней и низкой эмоциональной компетентностью показывает аналогичные закономерности. Таким образом, сравнительный анализ не выявляет компенсаторных механизмов в развитии интерперсональной эмоциональной компетентности у дошкольников, но наглядно показывает основные параметры взаимодействия матерей с детьми, необходимые для ее формирования.

KW - cтаршие дошкольники

KW - интерперсональная эмоциональная компетентность

KW - семейное взаимодействие

KW - стилевые характеристики воспитания

KW - эмоциональное взаимодействие матерей с детьми

KW - семейная адаптация

KW - сплоченность семьи

KW - senior preschoolers

KW - interpersonal emotional competence

KW - family interaction

KW - stylistic characteristics of parenting

KW - mothers’ emotional interaction with children

KW - family adaptation

KW - family cohesion

UR - https://akmepsy.sgu.ru/ru/journal/2020/1

M3 - статья

VL - 9

SP - 58

EP - 68

JO - ИЗВЕСТИЯ САРАТОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. НОВАЯ СЕРИЯ. АКМЕОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ

JF - ИЗВЕСТИЯ САРАТОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. НОВАЯ СЕРИЯ. АКМЕОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ

SN - 2304-9790

IS - 1 (33)

ER -

ID: 51953736