Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья › Рецензирование
Параметры семейного взаимодействия у дошкольников с разным уровнем интерперсональной эмоциональной компетентности. / Василенко, В.Е.; Сергуничева, Н.А.
в: ИЗВЕСТИЯ САРАТОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. НОВАЯ СЕРИЯ. АКМЕОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ, Том 9, № 1 (33), 31.03.2020, стр. 58-68.Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья › Рецензирование
}
TY - JOUR
T1 - Параметры семейного взаимодействия у дошкольников с разным уровнем интерперсональной эмоциональной компетентности
AU - Василенко, В.Е.
AU - Сергуничева, Н.А.
N1 - Василенко В.Е., Сергуничева Н.А. Параметры семейного взаимодействия у дошкольников с разным уровнем интерперсональной эмоциональной компетентности //Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. Т. 9. Вып. 1 (33). С. 58-68.
PY - 2020/3/31
Y1 - 2020/3/31
N2 - Цель исследования, представленного в статье - сравнительный анализ семейного взаимодействия в семьях старших дошкольников с разным уровнем интерперсональной эмоциональной компетентности (включающей идентификацию эмоций, эмпатию и экспрессию). Гипотезы исследования: В семьях дошкольников с высокой интерперсональной эмоциональной компетентностью матери обладают большей зрелостью стилевых характеристик воспитания, наблюдается более благополучная картина эмоционального взаимодействия матерей с детьми, оптимальные параметры семейной адаптации и сплоченности. В то же время в формировании интерперсональной эмоциональной компетентности возможны компенсаторные механизмы. Выборка: 160 человек - 80 дошкольников 5-6 лет (38 мальчиков и 42 девочки) и 80 их матерей (Санкт-Петербург). С помощью психодиагностических методик выявлено, что 58% дошкольников демонстрируют средний уровень интерперсональной эмоциональной компетентности, 29% - высокий и 14% - низкий. Сравнительный анализ параметров семейного взаимодействия в группах детей с разным уровнем интерперсональной эмоциональной компетентности обнаружил значимые различия, демонстрирующие изменения от низкого уровня к среднему и от среднего к высокому. В семьях дошкольников с высокой сформированностью эмоциональной компетентности по сравнению с низкой и средней матери обладают большей зрелостью стилевых характеристик воспитания и меньшей выраженностью психологических проблем, связанных с воспитанием. Они менее склонны к потворствующей гиперпротекции, неустойчивому стилю воспитания, проекциям на ребенка, вынесению супружеского конфликта в сферу воспитания. В этой группе матери также демонстрируют более высокое эмоциональное принятие ребенка и большую зрелость поведенческих проявлений взаимодействия. В показателях семейной адаптации и сплоченности различий не выявлено. Сравнение групп со средней и низкой эмоциональной компетентностью показывает аналогичные закономерности. Таким образом, сравнительный анализ не выявляет компенсаторных механизмов в развитии интерперсональной эмоциональной компетентности у дошкольников, но наглядно показывает основные параметры взаимодействия матерей с детьми, необходимые для ее формирования.
AB - Цель исследования, представленного в статье - сравнительный анализ семейного взаимодействия в семьях старших дошкольников с разным уровнем интерперсональной эмоциональной компетентности (включающей идентификацию эмоций, эмпатию и экспрессию). Гипотезы исследования: В семьях дошкольников с высокой интерперсональной эмоциональной компетентностью матери обладают большей зрелостью стилевых характеристик воспитания, наблюдается более благополучная картина эмоционального взаимодействия матерей с детьми, оптимальные параметры семейной адаптации и сплоченности. В то же время в формировании интерперсональной эмоциональной компетентности возможны компенсаторные механизмы. Выборка: 160 человек - 80 дошкольников 5-6 лет (38 мальчиков и 42 девочки) и 80 их матерей (Санкт-Петербург). С помощью психодиагностических методик выявлено, что 58% дошкольников демонстрируют средний уровень интерперсональной эмоциональной компетентности, 29% - высокий и 14% - низкий. Сравнительный анализ параметров семейного взаимодействия в группах детей с разным уровнем интерперсональной эмоциональной компетентности обнаружил значимые различия, демонстрирующие изменения от низкого уровня к среднему и от среднего к высокому. В семьях дошкольников с высокой сформированностью эмоциональной компетентности по сравнению с низкой и средней матери обладают большей зрелостью стилевых характеристик воспитания и меньшей выраженностью психологических проблем, связанных с воспитанием. Они менее склонны к потворствующей гиперпротекции, неустойчивому стилю воспитания, проекциям на ребенка, вынесению супружеского конфликта в сферу воспитания. В этой группе матери также демонстрируют более высокое эмоциональное принятие ребенка и большую зрелость поведенческих проявлений взаимодействия. В показателях семейной адаптации и сплоченности различий не выявлено. Сравнение групп со средней и низкой эмоциональной компетентностью показывает аналогичные закономерности. Таким образом, сравнительный анализ не выявляет компенсаторных механизмов в развитии интерперсональной эмоциональной компетентности у дошкольников, но наглядно показывает основные параметры взаимодействия матерей с детьми, необходимые для ее формирования.
KW - cтаршие дошкольники
KW - интерперсональная эмоциональная компетентность
KW - семейное взаимодействие
KW - стилевые характеристики воспитания
KW - эмоциональное взаимодействие матерей с детьми
KW - семейная адаптация
KW - сплоченность семьи
KW - senior preschoolers
KW - interpersonal emotional competence
KW - family interaction
KW - stylistic characteristics of parenting
KW - mothers’ emotional interaction with children
KW - family adaptation
KW - family cohesion
UR - https://akmepsy.sgu.ru/ru/journal/2020/1
M3 - статья
VL - 9
SP - 58
EP - 68
JO - ИЗВЕСТИЯ САРАТОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. НОВАЯ СЕРИЯ. АКМЕОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ
JF - ИЗВЕСТИЯ САРАТОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. НОВАЯ СЕРИЯ. АКМЕОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ
SN - 2304-9790
IS - 1 (33)
ER -
ID: 51953736