Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
Личность и толпа: исследования стихийных объединений в дореволюционной российской педагогической психологии. / Горбатов, Дмитрий Сергеевич.
In: Герценовские чтения: психологические исследования в образовании, No. 3, 11.2020, p. 248-254.Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
}
TY - JOUR
T1 - Личность и толпа: исследования стихийных объединений в дореволюционной российской педагогической психологии
AU - Горбатов, Дмитрий Сергеевич
N1 - Горбатов Д.С. Личность и толпа: исследования стихийных объединений в дореволюционной российской педагогической психологии // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2020. Выпуск 3. С. 248-254.
PY - 2020/11
Y1 - 2020/11
N2 - В статье рассматривается влияние первых теорий толпы на развитие отечественной педагогической психологии дореволюционногопериода. Целью исследования стала историко-психологическая реконструкция интерпретаций учеными того времени взаимоотношений личности и толпы в контексте осуществления педагогических воздействий. Показано, что целый ряд авторов, в частности, И. Иванов, П. Ф. Каптерев, Е. И. Лозинский, сочли неоправданными распространенные научныепредставления о «преступной природе» толпы, не согласились с постулатом о падении уровня интеллекта и морали в стихийных социальных объединениях, высказали возражения против неизменно негативнойтрактовки образов вожаков. В то же время идеи Н. К. Михайловского, С. Сигеле, Г. Тарда и Г. Лебона подтолкнули педагогов и психологов к попыткеприменения концептов массового подражания, внушения, заражения и, отчасти, стадного инстинкта в деле решения задач по воспитанию молодежи.В частности, они высоко оценили перспективы перехода педагогического воздействия из прежней парадигмы индивидуальных отношений с «изолированными» учащимися к комплексному анализу межличностных и групповых взаимодействий в школьной среде. Специфика взаимности социального влияния субъектов педагогического процесса, свойстваученической толпы, характерологические особенности ее вожаков, влияние на личность в толпе, принципы управления толпой, противодействие массовой агрессии, содержание и условия воспитания подлинных лидеров – таковы вопросы, интересовавшие российских педагогических психологов того времени. Подчеркивается, что нарушение преемственностив развитии психолого-педагогических идей конца XIX – начала XX веков, имевшее место в годы Советской власти, сыграло негативную роль для системы отечественного образования.
AB - В статье рассматривается влияние первых теорий толпы на развитие отечественной педагогической психологии дореволюционногопериода. Целью исследования стала историко-психологическая реконструкция интерпретаций учеными того времени взаимоотношений личности и толпы в контексте осуществления педагогических воздействий. Показано, что целый ряд авторов, в частности, И. Иванов, П. Ф. Каптерев, Е. И. Лозинский, сочли неоправданными распространенные научныепредставления о «преступной природе» толпы, не согласились с постулатом о падении уровня интеллекта и морали в стихийных социальных объединениях, высказали возражения против неизменно негативнойтрактовки образов вожаков. В то же время идеи Н. К. Михайловского, С. Сигеле, Г. Тарда и Г. Лебона подтолкнули педагогов и психологов к попыткеприменения концептов массового подражания, внушения, заражения и, отчасти, стадного инстинкта в деле решения задач по воспитанию молодежи.В частности, они высоко оценили перспективы перехода педагогического воздействия из прежней парадигмы индивидуальных отношений с «изолированными» учащимися к комплексному анализу межличностных и групповых взаимодействий в школьной среде. Специфика взаимности социального влияния субъектов педагогического процесса, свойстваученической толпы, характерологические особенности ее вожаков, влияние на личность в толпе, принципы управления толпой, противодействие массовой агрессии, содержание и условия воспитания подлинных лидеров – таковы вопросы, интересовавшие российских педагогических психологов того времени. Подчеркивается, что нарушение преемственностив развитии психолого-педагогических идей конца XIX – начала XX веков, имевшее место в годы Советской власти, сыграло негативную роль для системы отечественного образования.
KW - первые теории толпы, вожаки толпы, управление толпой, личность в толпе, российская педагогическая психология, развитие личности, толпа и проблемы воспитания.
UR - https://www.mendeley.com/catalogue/2d82316c-70e6-3af1-bffe-05d904dbaf80/
UR - https://www.mendeley.com/catalogue/2d82316c-70e6-3af1-bffe-05d904dbaf80/
U2 - 10.33910/herzenpsyconf-2020-3-54
DO - 10.33910/herzenpsyconf-2020-3-54
M3 - статья
SP - 248
EP - 254
JO - Герценовские чтения: психологические исследования в образовании
JF - Герценовские чтения: психологические исследования в образовании
SN - 2687-0177
IS - 3
ER -
ID: 71493333