Standard

Личность и толпа: исследования стихийных объединений в дореволюционной российской педагогической психологии. / Горбатов, Дмитрий Сергеевич.

в: Герценовские чтения: психологические исследования в образовании, № 3, 11.2020, стр. 248-254.

Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданияхстатьяРецензирование

Harvard

APA

Vancouver

Author

BibTeX

@article{0bb3ba6042f8440d9a90367bdc1a4b1c,
title = "Личность и толпа: исследования стихийных объединений в дореволюционной российской педагогической психологии",
abstract = " В статье рассматривается влияние первых теорий толпы на развитие отечественной педагогической психологии дореволюционногопериода. Целью исследования стала историко-психологическая реконструкция интерпретаций учеными того времени взаимоотношений личности и толпы в контексте осуществления педагогических воздействий. Показано, что целый ряд авторов, в частности, И. Иванов, П. Ф. Каптерев, Е. И. Лозинский, сочли неоправданными распространенные научныепредставления о «преступной природе» толпы, не согласились с постулатом о падении уровня интеллекта и морали в стихийных социальных объединениях, высказали возражения против неизменно негативнойтрактовки образов вожаков. В то же время идеи Н. К. Михайловского, С. Сигеле, Г. Тарда и Г. Лебона подтолкнули педагогов и психологов к попыткеприменения концептов массового подражания, внушения, заражения и, отчасти, стадного инстинкта в деле решения задач по воспитанию молодежи.В частности, они высоко оценили перспективы перехода педагогического воздействия из прежней парадигмы индивидуальных отношений с «изолированными» учащимися к комплексному анализу межличностных и групповых взаимодействий в школьной среде. Специфика взаимности социального влияния субъектов педагогического процесса, свойстваученической толпы, характерологические особенности ее вожаков, влияние на личность в толпе, принципы управления толпой, противодействие массовой агрессии, содержание и условия воспитания подлинных лидеров – таковы вопросы, интересовавшие российских педагогических психологов того времени. Подчеркивается, что нарушение преемственностив развитии психолого-педагогических идей конца XIX – начала XX веков, имевшее место в годы Советской власти, сыграло негативную роль для системы отечественного образования.",
keywords = "первые теории толпы, вожаки толпы, управление толпой, личность в толпе, российская педагогическая психология, развитие личности, толпа и проблемы воспитания.",
author = "Горбатов, {Дмитрий Сергеевич}",
note = "Горбатов Д.С. Личность и толпа: исследования стихийных объединений в дореволюционной российской педагогической психологии // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2020. Выпуск 3. С. 248-254.",
year = "2020",
month = nov,
doi = "10.33910/herzenpsyconf-2020-3-54",
language = "русский",
pages = "248--254",
journal = "Герценовские чтения: психологические исследования в образовании",
issn = "2687-0177",
publisher = "Издательство РГПУ им. А.И. Герцена",
number = "3",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - Личность и толпа: исследования стихийных объединений в дореволюционной российской педагогической психологии

AU - Горбатов, Дмитрий Сергеевич

N1 - Горбатов Д.С. Личность и толпа: исследования стихийных объединений в дореволюционной российской педагогической психологии // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2020. Выпуск 3. С. 248-254.

PY - 2020/11

Y1 - 2020/11

N2 - В статье рассматривается влияние первых теорий толпы на развитие отечественной педагогической психологии дореволюционногопериода. Целью исследования стала историко-психологическая реконструкция интерпретаций учеными того времени взаимоотношений личности и толпы в контексте осуществления педагогических воздействий. Показано, что целый ряд авторов, в частности, И. Иванов, П. Ф. Каптерев, Е. И. Лозинский, сочли неоправданными распространенные научныепредставления о «преступной природе» толпы, не согласились с постулатом о падении уровня интеллекта и морали в стихийных социальных объединениях, высказали возражения против неизменно негативнойтрактовки образов вожаков. В то же время идеи Н. К. Михайловского, С. Сигеле, Г. Тарда и Г. Лебона подтолкнули педагогов и психологов к попыткеприменения концептов массового подражания, внушения, заражения и, отчасти, стадного инстинкта в деле решения задач по воспитанию молодежи.В частности, они высоко оценили перспективы перехода педагогического воздействия из прежней парадигмы индивидуальных отношений с «изолированными» учащимися к комплексному анализу межличностных и групповых взаимодействий в школьной среде. Специфика взаимности социального влияния субъектов педагогического процесса, свойстваученической толпы, характерологические особенности ее вожаков, влияние на личность в толпе, принципы управления толпой, противодействие массовой агрессии, содержание и условия воспитания подлинных лидеров – таковы вопросы, интересовавшие российских педагогических психологов того времени. Подчеркивается, что нарушение преемственностив развитии психолого-педагогических идей конца XIX – начала XX веков, имевшее место в годы Советской власти, сыграло негативную роль для системы отечественного образования.

AB - В статье рассматривается влияние первых теорий толпы на развитие отечественной педагогической психологии дореволюционногопериода. Целью исследования стала историко-психологическая реконструкция интерпретаций учеными того времени взаимоотношений личности и толпы в контексте осуществления педагогических воздействий. Показано, что целый ряд авторов, в частности, И. Иванов, П. Ф. Каптерев, Е. И. Лозинский, сочли неоправданными распространенные научныепредставления о «преступной природе» толпы, не согласились с постулатом о падении уровня интеллекта и морали в стихийных социальных объединениях, высказали возражения против неизменно негативнойтрактовки образов вожаков. В то же время идеи Н. К. Михайловского, С. Сигеле, Г. Тарда и Г. Лебона подтолкнули педагогов и психологов к попыткеприменения концептов массового подражания, внушения, заражения и, отчасти, стадного инстинкта в деле решения задач по воспитанию молодежи.В частности, они высоко оценили перспективы перехода педагогического воздействия из прежней парадигмы индивидуальных отношений с «изолированными» учащимися к комплексному анализу межличностных и групповых взаимодействий в школьной среде. Специфика взаимности социального влияния субъектов педагогического процесса, свойстваученической толпы, характерологические особенности ее вожаков, влияние на личность в толпе, принципы управления толпой, противодействие массовой агрессии, содержание и условия воспитания подлинных лидеров – таковы вопросы, интересовавшие российских педагогических психологов того времени. Подчеркивается, что нарушение преемственностив развитии психолого-педагогических идей конца XIX – начала XX веков, имевшее место в годы Советской власти, сыграло негативную роль для системы отечественного образования.

KW - первые теории толпы, вожаки толпы, управление толпой, личность в толпе, российская педагогическая психология, развитие личности, толпа и проблемы воспитания.

UR - https://www.mendeley.com/catalogue/2d82316c-70e6-3af1-bffe-05d904dbaf80/

UR - https://www.mendeley.com/catalogue/2d82316c-70e6-3af1-bffe-05d904dbaf80/

U2 - 10.33910/herzenpsyconf-2020-3-54

DO - 10.33910/herzenpsyconf-2020-3-54

M3 - статья

SP - 248

EP - 254

JO - Герценовские чтения: психологические исследования в образовании

JF - Герценовские чтения: психологические исследования в образовании

SN - 2687-0177

IS - 3

ER -

ID: 71493333