В статье рассматривается влияние первых теорий толпы на развитие отечественной педагогической психологии дореволюционного
периода. Целью исследования стала историко-психологическая реконструкция интерпретаций учеными того времени взаимоотношений личности и толпы в контексте осуществления педагогических воздействий. Показано, что целый ряд авторов, в частности, И. Иванов, П. Ф. Каптерев, Е. И. Лозинский, сочли неоправданными распространенные научные
представления о «преступной природе» толпы, не согласились с постулатом о падении уровня интеллекта и морали в стихийных социальных объединениях, высказали возражения против неизменно негативной
трактовки образов вожаков. В то же время идеи Н. К. Михайловского, С. Сигеле, Г. Тарда и Г. Лебона подтолкнули педагогов и психологов к попытке
применения концептов массового подражания, внушения, заражения и, отчасти, стадного инстинкта в деле решения задач по воспитанию молодежи.
В частности, они высоко оценили перспективы перехода педагогического воздействия из прежней парадигмы индивидуальных отношений с «изолированными» учащимися к комплексному анализу межличностных и групповых взаимодействий в школьной среде. Специфика взаимности социального влияния субъектов педагогического процесса, свойства
ученической толпы, характерологические особенности ее вожаков, влияние на личность в толпе, принципы управления толпой, противодействие массовой агрессии, содержание и условия воспитания подлинных лидеров – таковы вопросы, интересовавшие российских педагогических психологов того времени. Подчеркивается, что нарушение преемственности
в развитии психолого-педагогических идей конца XIX – начала XX веков, имевшее место в годы Советской власти, сыграло негативную роль для системы отечественного образования.
Original languageRussian
Pages (from-to)248-254
Number of pages7
JournalГерценовские чтения: психологические исследования в образовании
Issue number3
DOIs
StatePublished - Nov 2020

    Scopus subject areas

  • Psychology(all)

ID: 71493333