Работа направлена на изучение механизмов восприятия текста и вариантов его адаптации, а также сравнение глазодвигательной активности при чтении этих текстов у старшеклассников с общим недоразвитием речи (ОНР). Новизна работы заключается в том, что несмотря на растущий интерес к изучению процесса чтения с помощью методики ай-трекинга (См. работы Ахутиной Т.В., Безруких М.М., Корнева А.Н.) исследований восприятия текста с разным типом адаптации до сих пор не проводилось. Испытуемыми стали 32 ученика 9-10 классов речевой школы, имеющие диагноз ОНР, и в качестве контрольной группы – 28 старшеклассников обычной школы. Материалом исследования послужили тексты, используемые логопедами при оценке навыков чтения у школьников. Тексты были преобразованы нами в два варианта упрощения: с лексической адаптацией, состоящей в замене сложных, редко употребляемых слов на более частотные, и c грамматической адаптацией, когда упрощаются сложные синтаксические структуры, уменьшается объем предложения. Тексты были выровнены по уровню сложности и читабельности с помощью ресурса readability.io.
В ходе эксперимента участники должны были прочитать два разных текста, один из которых был лексически адаптирован, второй – грамматически; потом они должны были ответить на вопросы по содержанию и оценить сложность текстов по шкале от -2 (простой) до +2 (сложный). Во время эксперимента велась запись движений глаз каждого участника на приборе EyeLink 1000+. Сравнительный анализ данных показал, что школьники с ОНР представляют собой неоднородную группу. В группе детей с явными нарушениями процесса чтения паттерны движения глаз, время чтения и понимание прочитанного значительно отличались от данных показателей в норме, в то время как группа школьников с ОНР без явных нарушений навыка чтения показала результаты, промежуточные между нормой и патологией. Кроме того, оказалось, что параметры движений глаз не коррелируют с уровнем понимания текста. Из этого следует, что восприятие поверхностной и глубинной структур текста страдает при нарушениях техники чтения, но не находится в прямой от них зависимости.
При чтении лексически адаптированных и грамматически адаптированных текстов значимой разницы в движениях глаз нет, равно как и в понимании этих текстов: оба типа адаптации оказались одинаково эффективными для восприятия. Процессы обработки лексики и грамматики текста неразрывно связаны и происходят параллельно как у школьников с ОНР, так и у учащихся, не испытывающих трудностей при чтении.