Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
Привязанность у детей в различные периоды современного российского общества. / Мухамедрахимов, Рифкат; Туманьян, Карина Георгиевна.
In: Психологический журнал, Vol. Т. 43, No. № 4, 2022, p. C. 27-35. .Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
}
TY - JOUR
T1 - Привязанность у детей в различные периоды современного российского общества
AU - Мухамедрахимов, Рифкат
AU - Туманьян, Карина Георгиевна
PY - 2022
Y1 - 2022
N2 - Исследования привязанности в разных странах свидетельствуют о негативных изменениях распределения паттернов привязанности у детей в обстоятельствах социального риска и важности социально-экономических условий для формирования семейной жизни и моделей воспитания детей. В данной работе проведено сравнение распределения паттернов привязанности, полученных в трех исследованиях российских детей раннего возраста: в 1989 и 2017-2018 гг. до и после периода глубокого социально-экономического кризиса в российском обществе, и в 1999 – начале 2000-х к концу этого периода. Для исследования привязанности в каждой работе использовался классический метод «Незнакомая ситуация» с последующим выделением паттернов безопасного (В), небезопасных избегающего (А), тревожно-сопротивляющегося (С), а также дезорганизованного (D) видов (Ainsworth et al., 1978; Main & Solomon, 1990). Результаты свидетельствуют о соответствии распределения паттернов привязанности у детей в российских семьях международно признанному распределению (van IJzendoorn et al., 1999) в исследованиях 1989 и 2017-2018 гг., и о негативных изменениях, по сравнению с результатами этих исследований, по данным 1999 – начала 2000-х гг.: снижение формирования паттерна В и увеличение С и D. Результаты исследований поддерживают необходимость для формирования организованной привязанности и увеличения частоты формирования безопасного паттерна влияющих на стабильность и безопасность жизни семьи, матери и ребенка благоприятных социально-экономических условий в обществе.
AB - Исследования привязанности в разных странах свидетельствуют о негативных изменениях распределения паттернов привязанности у детей в обстоятельствах социального риска и важности социально-экономических условий для формирования семейной жизни и моделей воспитания детей. В данной работе проведено сравнение распределения паттернов привязанности, полученных в трех исследованиях российских детей раннего возраста: в 1989 и 2017-2018 гг. до и после периода глубокого социально-экономического кризиса в российском обществе, и в 1999 – начале 2000-х к концу этого периода. Для исследования привязанности в каждой работе использовался классический метод «Незнакомая ситуация» с последующим выделением паттернов безопасного (В), небезопасных избегающего (А), тревожно-сопротивляющегося (С), а также дезорганизованного (D) видов (Ainsworth et al., 1978; Main & Solomon, 1990). Результаты свидетельствуют о соответствии распределения паттернов привязанности у детей в российских семьях международно признанному распределению (van IJzendoorn et al., 1999) в исследованиях 1989 и 2017-2018 гг., и о негативных изменениях, по сравнению с результатами этих исследований, по данным 1999 – начала 2000-х гг.: снижение формирования паттерна В и увеличение С и D. Результаты исследований поддерживают необходимость для формирования организованной привязанности и увеличения частоты формирования безопасного паттерна влияющих на стабильность и безопасность жизни семьи, матери и ребенка благоприятных социально-экономических условий в обществе.
U2 - 10.31857/S020595920021477-0
DO - 10.31857/S020595920021477-0
M3 - статья
VL - Т. 43
SP - C. 27-35.
JO - Психологический журнал
JF - Психологический журнал
SN - 0205-9592
IS - № 4
ER -
ID: 126909783