Поликодовый текст, как симбиоз знаков разных семиотических систем, является актуальным объектом психолингвистических исследований. В современном интернет-пространстве стали широко распространены интернет-мемы — поликодовые текстовые образования, в которых присутствуют вербальные и визуальные компоненты. Хотя шрифт и цвет букв формально относятся к вербальным компонентам текста, в данном случае их можно рассматривать как графические изобразительные средства, создающие эффект эмоционального
призыва, важности, привлечения внимания. Выделяют разные типы интернет-мемов: текстовый мем: слово или фраза; мем-картинка; видеомем; креолизованный мем, состоящий из текстовой и визуальной части. Семантические
и прагматические возможности этих единиц очень велики, благодаря чему возникла определенная мода на их распространение, создание, тиражирование среди пользователей различных социальных сетей.
Исследователей интересуют следующие вопросы: Какой канал передачи информации является доминирующим в интернет-мемах? Что важнее: тема или форма представления интернет-мема? Почему какие-то мемы быстро умирают, а какие-то живут долго? Как относятся к мемам те, кто используют их в общении?
Данное исследование было направлено на выявление и анализ специфики функционирования разных типов интернет-мемов в школьной среде. Методом сплошной выборки из социальных сетей ВКонтакте, Тикток, Инстаграм было отобрано и проанализировано 200 мемов.
которые условно можно разделить на три группы: видеомемы (тиктоки); текстовые (смс, анекдоты и поликодовые мемы (текст и картинка)); постирония и метаирония (демотиваторы, картинки с подписями, обозначение несуществующих праздников). Далее в каждой группе были
выделены 7 интернет-мемов, которые набрали наибольшее количество лайков среди пользователей сетей за период с 1 сентября по 18 сентября 2020 г.
Основной эксперимент проводился на платформе Google Forms в октябре 2020 г. Участниками исследования выступили 40 учащихся старших классов средних общеобразовательных школ Москвы и Санкт-Петербурга (28 девочек, 12 мальчиков, средний возраст — 16 лет).
Школьникам предлагалось оценить 21 интернет-мем по четырем параметрам (насколько интернет-мем привлекательный, оригинальный, известный, запоминающийся) по шкале от 1 до 5, где «5» означает наивысший балл по тому или иному критерию (очень привлекательный интернет-мем и т.п.), а «1» — наоборот, совсем не привлекает внимание и т.п. Респонденты должны были отвечать исходя из собственных представлений и эмоциональных реакций, которые вызвал у них тот или иной мем. Кроме того, в опросе были дополнительные вопросы на субъективную оценку того, как участники относятся к интернет-мемам и как часто используют их в интернет-коммуникации. Респонденты не были ограничены во времени. В среднем эксперимент занимал 20 минут. Анализ результатов показал, что 35 (87,5%) участников высказали положительное отношение к мемам, 5 (12,5%) проголосовали за нейтральное и никто — за отрицательное, 19 (47,5%) участников очень часто используют мемы в интернет-коммуникации, 12 (30%) — иногда, 9 (22,5%) — часто. Подсчет средних значений оценок, данных участниками исследования разным типам интернет-мемов, показал, что видеомемы (а именно тиктоки) являются наиболее
выигрышными для подростков по всем параметрам (привлекательность — 3,58; оригинальность — 3,47; известность — 3,45; сильнее запоминаются — 3,27); Самым низко оцениваемым типом интернет-мема оказались анекдоты (привлекательность — 2,6; оригинальность — 2,63; известность — 2,39; сильнее запоминаются — 2,31). Относительно постироничных и метаироничных мемов мнения школьников разделились. Коэффициент согласия их ответов оказался
очень низким.
Таким образом, результаты исследования показали, что современные школьники активно взаимодействуют с мемами в реальной жизни и интернете, используют мемы, чтобы посмеяться, вызвать эмоциональную реакцию у себя и у других. Они отдают большее предпочтение мультимодальному динамическому тексту (видеомему), который отличается от двух других типов стимульного материала бо́льшим количеством разных источников передаваемой информации (текст, картинка, звук, движение), и, следовательно, является для реципиента более ресурсозатратным при обработке. По всей видимости, именно одновременное использование разных модальностей восприятия делает видеомемы наиболее популярным, привлекательным и запоминающимся типом интернет-мема для современных подростков.
Original languageRussian
Title of host publicationЯзык-Музыка-Жест: информационные перекрестки (LMGIC-2021)
Subtitle of host publicationСборник материалов международной научной конференции
Place of PublicationСПб
PublisherСкифия-принт
Pages110-111
StatePublished - Jun 2021
EventLanguage-Music-Gesture: Informational Crossroads - Санкт-Петербург, Russian Federation
Duration: 19 Apr 202121 Apr 2021

Conference

ConferenceLanguage-Music-Gesture: Informational Crossroads
Abbreviated titleLAMIC
Country/TerritoryRussian Federation
CityСанкт-Петербург
Period19/04/2121/04/21

    Scopus subject areas

  • Arts and Humanities(all)

ID: 107755420