В статье представлены результаты эмпирического исследования когнитивных механизмов, опосредующих понимание текстов разного формата. На основании классических когнитивных теорий можно ожидать положительных эффектов от включения иллюстраций в текст. Однако в работах последних лет обнаруживается, что читатели хуже понимают общий смысл иконических текстов, но при этом склонны положительно оценивать свой опыт взаимодействия с ними. Существующие противоречия стали причиной проведения настоящего исследования, целью которого являлось изучение когнитивных механизмов (успешности понимания и самооценки понимания прочитанного), опосредующих работу читателей с текстами разного формата: вербальными и иконическими (представленными совокупностью словесных и графических элементов, образующих смысловое единство). Проверялись гипотезы о том, что вербальные тексты понимаются читателями лучше, чем иконические; а также о том, что самооценка понимания иконических текстов у читателей выше, чем самооценка понимания вербальных текстов. С участниками исследования (N = 40, 31 женщина и 9 мужчин, 18–37 лет, Ме = 22) проводились полуструктурированные интервью. Респондентам необходимо было прочитать два текста разного формата и содержания; выполнить тестовые задания по текстам, оценить свой уровень понимания текстов, а также обсудить тексты с интервьюером. Полученные результаты не позволили выявить значимых различий в полноте понимания текстов разного формата (χ2 = 5.836, p =0.179) и успешности выполнения тестовых заданий (U = 618.5, p = 0.139), связанных с этими текстами. Показатели самооценки понимания прочитанного при работе с текстами вербального формата оказались значимо выше, чем при работе с текстами иконического формата (U = 455.00, p=0.004). Были сделаны выводы о том, что 1) когнитивные механизмы понимания текстов разного формата характеризуются качественной спецификой; 2) возникающие при работе со сложными иконическими текстами трудности могут фиксироваться читателями и учитываться при оценке собственной успешности в понимании прочитанного.