Standard

Критика актуализма в культурологии М. К. Петрова. / Рыбас, А.Е.

In: ВЕСТНИК ТВЕРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ФИЛОСОФИЯ, No. 3, 2016, p. 112–119.

Research output: Contribution to journalArticlepeer-review

Harvard

Рыбас, АЕ 2016, 'Критика актуализма в культурологии М. К. Петрова', ВЕСТНИК ТВЕРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ФИЛОСОФИЯ, no. 3, pp. 112–119.

APA

Рыбас, А. Е. (2016). Критика актуализма в культурологии М. К. Петрова. ВЕСТНИК ТВЕРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ФИЛОСОФИЯ, (3), 112–119.

Vancouver

Рыбас АЕ. Критика актуализма в культурологии М. К. Петрова. ВЕСТНИК ТВЕРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ФИЛОСОФИЯ. 2016;(3):112–119.

Author

Рыбас, А.Е. / Критика актуализма в культурологии М. К. Петрова. In: ВЕСТНИК ТВЕРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ФИЛОСОФИЯ. 2016 ; No. 3. pp. 112–119.

BibTeX

@article{130918d6b23d4445a81d9c59291ceb2c,
title = "Критика актуализма в культурологии М. К. Петрова",
abstract = "В статье рассматривается одно из ключевых понятий культурологии М. К. Петрова (1923–1987) – «актуализм», обозначающее широко распространенную, но глубоко ошибочную методологию изучения культур. Анализируются три основные формы актуализма, критике которых М. К. Петров уделял наибольшее внимание: социологический актуализм, знаковый фетишизм и эгоцентризм. Социологический актуализм возникает в результате перенесения методов естествознания на изучение культуры и приводит к редукции содержания культуры, поскольку она превращается в не зависимый от человека объект исследования. Знаковый фетишизм, хотя и базируется на принципе несводимости культуры к биологическим явлениям, представляя культуру как систему универсальных духовных ценностей, в итоге приводит к тому же результату, что и социологический актуализм: изучение культуры редуцируется к удобной схеме ее объяснения. Эгоцентризм представляет собой стратегию обоснования единой культуры, имеющей общечеловеческое значение, однако под видом общечеловеческих ценносте",
keywords = "М. К. Петров, актуализм, знаковый фетишизм, суммативизм, эгоцентризм, европоцентризм, эффекты ретроспективы, методология исследования культуры",
author = "А.Е. Рыбас",
year = "2016",
language = "русский",
pages = "112–119",
journal = "ВЕСТНИК ТВЕРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ФИЛОСОФИЯ",
issn = "1997-9908",
publisher = "Тверской государственный университет",
number = "3",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - Критика актуализма в культурологии М. К. Петрова

AU - Рыбас, А.Е.

PY - 2016

Y1 - 2016

N2 - В статье рассматривается одно из ключевых понятий культурологии М. К. Петрова (1923–1987) – «актуализм», обозначающее широко распространенную, но глубоко ошибочную методологию изучения культур. Анализируются три основные формы актуализма, критике которых М. К. Петров уделял наибольшее внимание: социологический актуализм, знаковый фетишизм и эгоцентризм. Социологический актуализм возникает в результате перенесения методов естествознания на изучение культуры и приводит к редукции содержания культуры, поскольку она превращается в не зависимый от человека объект исследования. Знаковый фетишизм, хотя и базируется на принципе несводимости культуры к биологическим явлениям, представляя культуру как систему универсальных духовных ценностей, в итоге приводит к тому же результату, что и социологический актуализм: изучение культуры редуцируется к удобной схеме ее объяснения. Эгоцентризм представляет собой стратегию обоснования единой культуры, имеющей общечеловеческое значение, однако под видом общечеловеческих ценносте

AB - В статье рассматривается одно из ключевых понятий культурологии М. К. Петрова (1923–1987) – «актуализм», обозначающее широко распространенную, но глубоко ошибочную методологию изучения культур. Анализируются три основные формы актуализма, критике которых М. К. Петров уделял наибольшее внимание: социологический актуализм, знаковый фетишизм и эгоцентризм. Социологический актуализм возникает в результате перенесения методов естествознания на изучение культуры и приводит к редукции содержания культуры, поскольку она превращается в не зависимый от человека объект исследования. Знаковый фетишизм, хотя и базируется на принципе несводимости культуры к биологическим явлениям, представляя культуру как систему универсальных духовных ценностей, в итоге приводит к тому же результату, что и социологический актуализм: изучение культуры редуцируется к удобной схеме ее объяснения. Эгоцентризм представляет собой стратегию обоснования единой культуры, имеющей общечеловеческое значение, однако под видом общечеловеческих ценносте

KW - М. К. Петров

KW - актуализм

KW - знаковый фетишизм

KW - суммативизм

KW - эгоцентризм

KW - европоцентризм

KW - эффекты ретроспективы

KW - методология исследования культуры

M3 - статья

SP - 112

EP - 119

JO - ВЕСТНИК ТВЕРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ФИЛОСОФИЯ

JF - ВЕСТНИК ТВЕРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ФИЛОСОФИЯ

SN - 1997-9908

IS - 3

ER -

ID: 7605371