Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья › Рецензирование
Критика актуализма в культурологии М. К. Петрова. / Рыбас, А.Е.
в: ВЕСТНИК ТВЕРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ФИЛОСОФИЯ, № 3, 2016, стр. 112–119.Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья › Рецензирование
}
TY - JOUR
T1 - Критика актуализма в культурологии М. К. Петрова
AU - Рыбас, А.Е.
PY - 2016
Y1 - 2016
N2 - В статье рассматривается одно из ключевых понятий культурологии М. К. Петрова (1923–1987) – «актуализм», обозначающее широко распространенную, но глубоко ошибочную методологию изучения культур. Анализируются три основные формы актуализма, критике которых М. К. Петров уделял наибольшее внимание: социологический актуализм, знаковый фетишизм и эгоцентризм. Социологический актуализм возникает в результате перенесения методов естествознания на изучение культуры и приводит к редукции содержания культуры, поскольку она превращается в не зависимый от человека объект исследования. Знаковый фетишизм, хотя и базируется на принципе несводимости культуры к биологическим явлениям, представляя культуру как систему универсальных духовных ценностей, в итоге приводит к тому же результату, что и социологический актуализм: изучение культуры редуцируется к удобной схеме ее объяснения. Эгоцентризм представляет собой стратегию обоснования единой культуры, имеющей общечеловеческое значение, однако под видом общечеловеческих ценносте
AB - В статье рассматривается одно из ключевых понятий культурологии М. К. Петрова (1923–1987) – «актуализм», обозначающее широко распространенную, но глубоко ошибочную методологию изучения культур. Анализируются три основные формы актуализма, критике которых М. К. Петров уделял наибольшее внимание: социологический актуализм, знаковый фетишизм и эгоцентризм. Социологический актуализм возникает в результате перенесения методов естествознания на изучение культуры и приводит к редукции содержания культуры, поскольку она превращается в не зависимый от человека объект исследования. Знаковый фетишизм, хотя и базируется на принципе несводимости культуры к биологическим явлениям, представляя культуру как систему универсальных духовных ценностей, в итоге приводит к тому же результату, что и социологический актуализм: изучение культуры редуцируется к удобной схеме ее объяснения. Эгоцентризм представляет собой стратегию обоснования единой культуры, имеющей общечеловеческое значение, однако под видом общечеловеческих ценносте
KW - М. К. Петров
KW - актуализм
KW - знаковый фетишизм
KW - суммативизм
KW - эгоцентризм
KW - европоцентризм
KW - эффекты ретроспективы
KW - методология исследования культуры
M3 - статья
SP - 112
EP - 119
JO - ВЕСТНИК ТВЕРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ФИЛОСОФИЯ
JF - ВЕСТНИК ТВЕРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ФИЛОСОФИЯ
SN - 1997-9908
IS - 3
ER -
ID: 7605371