В статье рассматривается одно из ключевых понятий культурологии М. К. Петрова (1923–1987) – «актуализм», обозначающее широко распространенную, но глубоко ошибочную методологию изучения культур. Анализируются три основные формы актуализма, критике которых М. К. Петров уделял наибольшее внимание: социологический актуализм, знаковый фетишизм и эгоцентризм. Социологический актуализм возникает в результате перенесения методов естествознания на изучение культуры и приводит к редукции содержания культуры, поскольку она превращается в не зависимый от человека объект исследования. Знаковый фетишизм, хотя и базируется на принципе несводимости культуры к биологическим явлениям, представляя культуру как систему универсальных духовных ценностей, в итоге приводит к тому же результату, что и социологический актуализм: изучение культуры редуцируется к удобной схеме ее объяснения. Эгоцентризм представляет собой стратегию обоснования единой культуры, имеющей общечеловеческое значение, однако под видом общечеловеческих ценносте
Original languageRussian
Pages (from-to)112–119
JournalВЕСТНИК ТВЕРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ФИЛОСОФИЯ
Issue number3
StatePublished - 2016

ID: 7605371