Предметом исследования является анализ влияния музыкально-художественных вкусов на личностное самоопределение молодежи. Ключевая проблема исследования заключается в выявлении специфики формирования личностных предпочтений молодежи в процессе потребления музыки в контексте современных культурных индустрий. Масштаб и механизмы воздействия музыки как социокультурного фактора социализации, идентификации, культурной демаркации и, что особенно важно, социальной дифференциации, культурного многообразия мало изучены. Проблематичность исследования социокультурного потенциала музыкально-художественных вкусов заключается в слабой уловимости для социологического изучения культурной детерминации практик внутри- и межпоколенческого смыслового (символического) различения и сплочения в молодежной среде. Задача нашего исследования состояла в обнаружении способов формирования и репрезентации культурных, в особенности, музыкально-художественных вкусов как образующих смысловую и ценностную структуру личности молодого человека. Выявлены способы формирования и репрезентации культурных, в особенности, музыкально-художественных вкусов как образующих смысловую и ценностную структуру личности молодого человека. Ядром стратегий конструирования смысловой и ценностной структуры в ходе социокультурной социализации личности выступают музыкально-художественные паттерны, проявляющиеся у российской молодежи 1987-1997 г.р. в отношении к различным музыкальным жанрам, практикам, исполнителям и носителям различных музыкально-художественных вкусов. Музыка и музыкальные вкусы в контексте самоопределения молодежи служат мировоззренческими, поведенческими и идеологическими ориентирами, инструментом постулирования новых ценностей или переосмысления и сохранения сложившихся предпочтений, установок и образцов.