Research output: Chapter in Book/Report/Conference proceeding › Conference contribution › Research › peer-review
ВОЗМОЖНЫЕ Я ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО ОДАРЕННЫХ ПОДРОСТКОВ. / Данилова, Виктория Юрьевна; Аванесян, Марина Олеговна.
ПСИХОЛОГИЯ XXI ВЕКА: АКТУАЛЬНЫЕ ВЫЗОВЫ И ДОСТИЖЕНИЯ. Скифия-принт, 2020. p. 246-256.Research output: Chapter in Book/Report/Conference proceeding › Conference contribution › Research › peer-review
}
TY - GEN
T1 - ВОЗМОЖНЫЕ Я ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО ОДАРЕННЫХ ПОДРОСТКОВ
AU - Данилова, Виктория Юрьевна
AU - Аванесян, Марина Олеговна
PY - 2020
Y1 - 2020
N2 - В статье рассмотрен феномен возможных Я, компонентов Я-концепции, отражающих ожидания и опасения человека относительно его будущего. Считается, что возможные Я влияют на психологическое благополучие и поведение человека, однако в литературе представлено мало исследований о содержательных характеристиках возможных Я и того, как именно они представлены в психическом мире человека Поэтому был выбран качественный метод исследования - полуструктурированное интервью, посвященное изучению Возможных Я (на основе методики К.Хукер, адаптированной на русский язык В.Ю.Костенко и М.М.Гришутиной). Выборку исследования составили интеллектуально одаренные подростки (N=21), участники городской программы развития в Санкт-Петербурге. Выделены основные темы Возможных Я одаренных подростков. Предложена типология Возможных Я, созданная на основании формы их изложения, включающая четыре категории: личностные качества, события, целостные образы и эмоциональные состояния. Также получены качественные различия в описании позитивных и негативных возможных Я. Показано, что позитивные Возможные Я чаще формулируются в виде целостных образов и личностных качеств, а негативные - в виде событий и эмоциональных состояний. В ходе корреляционного анализа выявлено, что описание негативного Я в виде целостного образа связано со снижением способности человека думать о позитивном Я и воплощать его. Созданная типология, акцентирующая внимание на вопросе «Как?» вместо традиционного «Что?», является дополнением теоретических представлений о Возможных Я. Полученные результаты имеют также прикладное значение при работе с одаренными подростками. Для более широкого использования полученных результатов требуются дополнительные исследования.
AB - В статье рассмотрен феномен возможных Я, компонентов Я-концепции, отражающих ожидания и опасения человека относительно его будущего. Считается, что возможные Я влияют на психологическое благополучие и поведение человека, однако в литературе представлено мало исследований о содержательных характеристиках возможных Я и того, как именно они представлены в психическом мире человека Поэтому был выбран качественный метод исследования - полуструктурированное интервью, посвященное изучению Возможных Я (на основе методики К.Хукер, адаптированной на русский язык В.Ю.Костенко и М.М.Гришутиной). Выборку исследования составили интеллектуально одаренные подростки (N=21), участники городской программы развития в Санкт-Петербурге. Выделены основные темы Возможных Я одаренных подростков. Предложена типология Возможных Я, созданная на основании формы их изложения, включающая четыре категории: личностные качества, события, целостные образы и эмоциональные состояния. Также получены качественные различия в описании позитивных и негативных возможных Я. Показано, что позитивные Возможные Я чаще формулируются в виде целостных образов и личностных качеств, а негативные - в виде событий и эмоциональных состояний. В ходе корреляционного анализа выявлено, что описание негативного Я в виде целостного образа связано со снижением способности человека думать о позитивном Я и воплощать его. Созданная типология, акцентирующая внимание на вопросе «Как?» вместо традиционного «Что?», является дополнением теоретических представлений о Возможных Я. Полученные результаты имеют также прикладное значение при работе с одаренными подростками. Для более широкого использования полученных результатов требуются дополнительные исследования.
KW - ВОЗМОЖНОЕ Я, ЖЕЛАЕМОЕ Я, ИЗБЕГАЕМОЕ Я, Я-КОНЦЕПЦИЯ, ОБРАЗ Я, ПОДРОСТКИ
KW - POSSIBLE SELF, DESIRED SELF, AVOIDED SELF, SELF-CONCEPT, SELF-SCHEMA, ADOLESCENTS
UR - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42788933&pf=1
M3 - статья в сборнике материалов конференции
SN - 978-5-98620-429-1
SP - 246
EP - 256
BT - ПСИХОЛОГИЯ XXI ВЕКА: АКТУАЛЬНЫЕ ВЫЗОВЫ И ДОСТИЖЕНИЯ
PB - Скифия-принт
T2 - XXIII Международная научная конференция молодых ученых «Психология XXI века: актуальные вызовы и достижения»
Y2 - 22 April 2019 through 24 April 2019
ER -
ID: 72134205