Политический дискурс – поле речевого воздействия. Завоевание и удержание власти, реализация политики требует использования различных языковых средств, обеспечивающих влияние на массовое сознание электората и формирующие идеологические установки. Исследователи называют
воздействие ведущей функции политической коммуникации (О.Л. Михалёва, А.А. Инжечик, Ю.Ю. Суханов), к целям суггестивного воздействия в политическом дискурсе относят изменение организации деятельности адресата, коррекцию его эмоционального состояния, политических взглядов,
ценностей, мировоззрения и формирование определенных идеологических установок, которые навязываются суггестором. В исследовании мы опираемся на концепцию Е.В. Шелестюк, которая под суггестией понимала «воздействие на подсознание, эмоции и чувства человека, косвенно обеспечивающее воздействие на его ум, волю, поведение и осуществляющееся за счет ослабления контрольно-регулятивной функции сознания, снижения сознательности и критичности при восприятии и реализации внушаемого
содержания благодаря отсутствию целенаправленного активного понимания, развернутого логического анализа и оценки со стороны реципиента» [2, c. 48-49]. Эмпирической базой исследования выбрано обращение президента РФ
Владимира Путина от 21 сентября 2022 года [1]. Цель данного обращения – объявление частичной мобилизации в РФ. Суггестивной задачей можно назвать обоснование правильности внешнеполитического курса страны и
обоснование необходимости проведения мобилизационных мероприятий.
Композиционно текст разделен на три части, каждая из которых начинается с
обращения к адресату – Уважаемые друзья! Всего в тексте 1 542 слова,
которые составляют 100%; на первую часть приходится 966 слов (63%); на
вторую – 268 слов (17%); в третьей части 308 слов, что составляет 20% от всего
выступления. Вторая часть обращения содержательно является главной,
поскольку только в ней сообщается о начале частичной мобилизации. Именно
в первой и третьей частях текста, которые составляют 83% от выступления,
активней всего реализуется воздействующая функция, поскольку именно они
направлены на формирование и закрепление важных, с точки зрения
суггестора, концептов. Доминирующим приемом суггестивного речевого
воздействия, который характерен для проанализированной речи, – созданиесемиотической оппозиции «свой – чужой». Под «чужим» в политическом
концепции В.В. Путина подразумевается враг, образ которого строится за счёт
номинаций: неонацисты, неонацистский режим, оккупационный режим,
наследники бандеровцев и нацистских карателей. Цель подобных лексем –
создание управляемых ассоциаций. Проводя параллель между современной
Украиной и нацистской Германией, политический лидер актуализирует в
сознании суггеренда отрицательные, эмоционально ярко выраженные эмоции,
которые в исторической памяти россиян возникают при упоминании
гитлеровской Германии, и переносит устоявшиеся образы и эмоции на
политических лидеров современной Украины. Негативное отношение к
«чужому» подкрепляется номинациями боевики и палачи. Образ врага
усиливается характеристикой его преступных действий, в описании которых
используется градация, основанная на глаголах с ярко выраженной
семантикой насилия: убивают людей, пытают, бросают в тюрьмы, сводят
счеты, расправляются, измываются над мирными гражданами; Цель этого
Запада – ослабить, разобщить и уничтожить. Для более эффективного
воздействия в речь активно включается культурно-символический материал:
образы великой непокоренной Родины и сильной армии, представление
мессийности российского народа – в нашей исторической традиции, в судьбе
нашего народа – останавливать тех, кто рвется к мировому господству.
Системное и продуманное использование средств суггестивного воздействия позволяет добиться коммуникативной цели – убедить в правильности и обоснованности политических решений. 1. Обращение президента РФ от 21.09.2022 URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/69390 (дата
обращения: 25.02.2024) 2. Шелестюк Е. В. Речевое воздействие: онтология и методология исследования. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2014. 344 с.