Standard

Harvard

APA

Vancouver

Author

BibTeX

@article{d17afa3c2fb345d4853a1eb8382781fa,
title = "ДИСПОЗИЦИОННЫЕ ПРЕДИКТОРЫ КОНФЛИКТОУСТОЙЧИВОСТИ СТУДЕНТОВ",
abstract = "Цель. Изучение диспозиционных предикторов конфликтоустойчивости студентов. Контекст и актуальность. На фоне последствий самоизоляции и ограничений реального общения актуальным является исследование устойчивости к конфликтам как характеристики социального самоопределения. Изучение диспозиционных предикторов конфликтоустойчивости позволяет создать научно обоснованные программы по ее формированию у студентов. Дизайн исследования. Было изучено влияние выраженности стресса, агрессии, эмпатии, ассертивности на конфликтоустойчивость студентов. Проверка статистических гипотез осуществлялась посредством конфирматорного факторного анализа и метода моделирования структурными уравнениями (SEM). Участники. Выборку составили студенты естественных и гуманитарных факультетов СПбГУ в количестве 205 человек: 156 девушек (76%) и 49 юношей (24%) в возрасте от 17 до 27 лет, медиана - 19 лет. Методы (инструменты). Тест ассертивности личности (В.П. Шейнов); Шкала психологического стресса PSM-25 (Н.Е. Водопьянова); Опросник диагностики эмпатии (А. Мехрабиен, Н. Эпштейн); Методика диагностики показателей и форм агрессии (А. Басс, А. Дарки); Тест определения уровня конфликтоустойчивости (Н.П. Фетискин и др.).Результаты. В результате факторного анализа переменные «стресс», «враждебность», «раздражение» были объединены в фактор «паранойяльность» (подозрительность, мнительность, обидчивость, стресс и раздражительность). Переменные «вербальная агрессия», «физическая агрессия», «косвенная агрессия» и «негативизм» объединены в фактор «агрессия» (противоречие нормам общества и направленность на причинение вреда окружающим). Переменные «эмпатия», «ассертивность» (-), «вина» объединены в фактор «терпимость» (сопереживание, стремление понять причины поведения другого, уступчивость и аутоагрессия из-за регулярного жертвования собственными интересами). Выявлено совместное влияние данных факторов на конфликтоустойчивость, суммарная дисперсия - 55%. «Паранойяльность» и «агрессия» снижают конфликтоустойчивость и способствуют конфликтостремлению, «терпимость» усиливает конфликтоустойчивость, но при высоких значениях вызывает конфликтоизбегание. Основные выводы. Психологические диспозиции, влияющие на конфликтоустойчивость, могут быть объединены в три фактора: «паранойяльность», «агрессия», «терпимость», оказывающие разнонаправленное влияние. «Паранойяльность» и «агрессия» способствуют поведению конфликтостремления и снижают конфликтоустойчивость. «Терпимость» повышает конфликтоустойчивость, но способствует конфликтоизбеганию. Динамика конфликтоустойчивости может быть описана инвертированной V-образной кривой, которая показывает, что конфликтоустойчивость возникает в результате баланса выделенных факторов.",
keywords = "СТУДЕНТЫ, АССЕРТИВНОСТЬ, ЭМПАТИЯ, СТРЕСС, АГРЕССИЯ, КОНФЛИКТОУСТОЙЧИВОСТЬ, КОНФЛИКТОСТРЕМЛЕНИЕ, КОНФЛИКТОИЗБЕГАНИЕ",
author = "Лепехин, {Николай Николаевич} and Круглов, {Владимир Георгиевич} and Круглова, {Марина Анатольевна} and Тихомирова, {Надежда Викторовна} and Яшина, {Маргарита Алексеевна}",
year = "2023",
month = jan,
day = "25",
doi = "10.17759/sps.2023140106",
language = "русский",
volume = "14",
pages = "92--110",
journal = "Социальная психология и общество",
issn = "2221-1527",
publisher = "Московский государственный психолого-педагогический университет",
number = "1",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - ДИСПОЗИЦИОННЫЕ ПРЕДИКТОРЫ КОНФЛИКТОУСТОЙЧИВОСТИ СТУДЕНТОВ

AU - Лепехин, Николай Николаевич

AU - Круглов, Владимир Георгиевич

AU - Круглова, Марина Анатольевна

AU - Тихомирова, Надежда Викторовна

AU - Яшина, Маргарита Алексеевна

PY - 2023/1/25

Y1 - 2023/1/25

N2 - Цель. Изучение диспозиционных предикторов конфликтоустойчивости студентов. Контекст и актуальность. На фоне последствий самоизоляции и ограничений реального общения актуальным является исследование устойчивости к конфликтам как характеристики социального самоопределения. Изучение диспозиционных предикторов конфликтоустойчивости позволяет создать научно обоснованные программы по ее формированию у студентов. Дизайн исследования. Было изучено влияние выраженности стресса, агрессии, эмпатии, ассертивности на конфликтоустойчивость студентов. Проверка статистических гипотез осуществлялась посредством конфирматорного факторного анализа и метода моделирования структурными уравнениями (SEM). Участники. Выборку составили студенты естественных и гуманитарных факультетов СПбГУ в количестве 205 человек: 156 девушек (76%) и 49 юношей (24%) в возрасте от 17 до 27 лет, медиана - 19 лет. Методы (инструменты). Тест ассертивности личности (В.П. Шейнов); Шкала психологического стресса PSM-25 (Н.Е. Водопьянова); Опросник диагностики эмпатии (А. Мехрабиен, Н. Эпштейн); Методика диагностики показателей и форм агрессии (А. Басс, А. Дарки); Тест определения уровня конфликтоустойчивости (Н.П. Фетискин и др.).Результаты. В результате факторного анализа переменные «стресс», «враждебность», «раздражение» были объединены в фактор «паранойяльность» (подозрительность, мнительность, обидчивость, стресс и раздражительность). Переменные «вербальная агрессия», «физическая агрессия», «косвенная агрессия» и «негативизм» объединены в фактор «агрессия» (противоречие нормам общества и направленность на причинение вреда окружающим). Переменные «эмпатия», «ассертивность» (-), «вина» объединены в фактор «терпимость» (сопереживание, стремление понять причины поведения другого, уступчивость и аутоагрессия из-за регулярного жертвования собственными интересами). Выявлено совместное влияние данных факторов на конфликтоустойчивость, суммарная дисперсия - 55%. «Паранойяльность» и «агрессия» снижают конфликтоустойчивость и способствуют конфликтостремлению, «терпимость» усиливает конфликтоустойчивость, но при высоких значениях вызывает конфликтоизбегание. Основные выводы. Психологические диспозиции, влияющие на конфликтоустойчивость, могут быть объединены в три фактора: «паранойяльность», «агрессия», «терпимость», оказывающие разнонаправленное влияние. «Паранойяльность» и «агрессия» способствуют поведению конфликтостремления и снижают конфликтоустойчивость. «Терпимость» повышает конфликтоустойчивость, но способствует конфликтоизбеганию. Динамика конфликтоустойчивости может быть описана инвертированной V-образной кривой, которая показывает, что конфликтоустойчивость возникает в результате баланса выделенных факторов.

AB - Цель. Изучение диспозиционных предикторов конфликтоустойчивости студентов. Контекст и актуальность. На фоне последствий самоизоляции и ограничений реального общения актуальным является исследование устойчивости к конфликтам как характеристики социального самоопределения. Изучение диспозиционных предикторов конфликтоустойчивости позволяет создать научно обоснованные программы по ее формированию у студентов. Дизайн исследования. Было изучено влияние выраженности стресса, агрессии, эмпатии, ассертивности на конфликтоустойчивость студентов. Проверка статистических гипотез осуществлялась посредством конфирматорного факторного анализа и метода моделирования структурными уравнениями (SEM). Участники. Выборку составили студенты естественных и гуманитарных факультетов СПбГУ в количестве 205 человек: 156 девушек (76%) и 49 юношей (24%) в возрасте от 17 до 27 лет, медиана - 19 лет. Методы (инструменты). Тест ассертивности личности (В.П. Шейнов); Шкала психологического стресса PSM-25 (Н.Е. Водопьянова); Опросник диагностики эмпатии (А. Мехрабиен, Н. Эпштейн); Методика диагностики показателей и форм агрессии (А. Басс, А. Дарки); Тест определения уровня конфликтоустойчивости (Н.П. Фетискин и др.).Результаты. В результате факторного анализа переменные «стресс», «враждебность», «раздражение» были объединены в фактор «паранойяльность» (подозрительность, мнительность, обидчивость, стресс и раздражительность). Переменные «вербальная агрессия», «физическая агрессия», «косвенная агрессия» и «негативизм» объединены в фактор «агрессия» (противоречие нормам общества и направленность на причинение вреда окружающим). Переменные «эмпатия», «ассертивность» (-), «вина» объединены в фактор «терпимость» (сопереживание, стремление понять причины поведения другого, уступчивость и аутоагрессия из-за регулярного жертвования собственными интересами). Выявлено совместное влияние данных факторов на конфликтоустойчивость, суммарная дисперсия - 55%. «Паранойяльность» и «агрессия» снижают конфликтоустойчивость и способствуют конфликтостремлению, «терпимость» усиливает конфликтоустойчивость, но при высоких значениях вызывает конфликтоизбегание. Основные выводы. Психологические диспозиции, влияющие на конфликтоустойчивость, могут быть объединены в три фактора: «паранойяльность», «агрессия», «терпимость», оказывающие разнонаправленное влияние. «Паранойяльность» и «агрессия» способствуют поведению конфликтостремления и снижают конфликтоустойчивость. «Терпимость» повышает конфликтоустойчивость, но способствует конфликтоизбеганию. Динамика конфликтоустойчивости может быть описана инвертированной V-образной кривой, которая показывает, что конфликтоустойчивость возникает в результате баланса выделенных факторов.

KW - СТУДЕНТЫ, АССЕРТИВНОСТЬ, ЭМПАТИЯ, СТРЕСС, АГРЕССИЯ, КОНФЛИКТОУСТОЙЧИВОСТЬ, КОНФЛИКТОСТРЕМЛЕНИЕ, КОНФЛИКТОИЗБЕГАНИЕ

U2 - 10.17759/sps.2023140106

DO - 10.17759/sps.2023140106

M3 - статья

VL - 14

SP - 92

EP - 110

JO - Социальная психология и общество

JF - Социальная психология и общество

SN - 2221-1527

IS - 1

ER -

ID: 127402890