Целью данного исследования является рассмотрение создания образа Александра Невского в филателии XX–XXI столетий. Образ Александра Невского, воссозданный Н. К. Черкасовым в художественном фильме режиссера С. Эйзенштейна (1938), закрепился в представлении не только соотечественников тех лет, но и современников. Образ полководца стал узнаваемым и цитируемым, настолько что при создании ордена Александра Невского в 1942 г. на нем был размещен профиль главного героя из одноименного фильма, то есть портрет Николая Черкасова. В таком виде орден был воспроизведен и на марке в 1944 году. Однако неоднократное и успешное использование изображения Александра Невского в пространственных искусствах долгое время не воспроизводилось в филателии. Первое изображение князя появилось лишь в 1967 г. в серии марок «Русское искусство» (СССР). Почтовая миниатюра, словно энциклопедия по родиноведению, вольно или невольно отражает важнейшие события, происходившие в стране. Отсутствие долгое время в советской филателии марок, изображающих великих полководцев России таких, как Александр Невский и Дмитрий Донской, чьими радениями создавалось и крепло государство Российское, удивляет. Падение интереса к великим личностям может быть объяснено прошедшей войной и сильнейшей разрухой в государстве. Но и апеллирование к дореволюционной эпохе также не дает убедительных результатов. На пространстве Российской империи лишь один монумент закрепил представление и знание об Александре Ярославиче и Дмитрии Ивановиче — знаменитый новгородский памятник «1000-летие России» (скульптор М.О. Микешин, 1862). В работе проанализированы изображения Александра Невского на почтовых миниатюрах, выявлены художественные источники, явившиеся прототипами для филателистической продукции.
Translated title of the contribution Alexander Nevsky in philately
Original languageRussian
JournalНаука. Общество. Оборона
Volume10
Issue number1(30)
StateE-pub ahead of print - 10 Jan 2022

    Scopus subject areas

  • Arts and Humanities(all)

ID: 91069222