Целью данного исследования является рассмотрение создания образа Александра Невского в филателии XX–XXI столетий. Образ Александра Невского, воссозданный Н. К. Черкасовым в художественном фильме режиссера С. Эйзенштейна (1938), закрепился в представлении не только соотечественников тех лет, но и современников. Образ полководца стал узнаваемым и цитируемым, настолько что при создании ордена Александра Невского в 1942 г. на нем был размещен профиль главного героя из одноименного фильма, то есть портрет Николая Черкасова. В таком виде орден был воспроизведен и на марке в 1944 году. Однако неоднократное и успешное использование изображения Александра Невского в пространственных искусствах долгое время не воспроизводилось в филателии. Первое изображение князя появилось лишь в 1967 г. в серии марок «Русское искусство» (СССР). Почтовая миниатюра, словно энциклопедия по родиноведению, вольно или невольно отражает важнейшие события, происходившие в стране. Отсутствие долгое время в советской филателии марок, изображающих великих полководцев России таких, как Александр Невский и Дмитрий Донской, чьими радениями создавалось и крепло государство Российское, удивляет. Падение интереса к великим личностям может быть объяснено прошедшей войной и сильнейшей разрухой в государстве. Но и апеллирование к дореволюционной эпохе также не дает убедительных результатов. На пространстве Российской империи лишь один монумент закрепил представление и знание об Александре Ярославиче и Дмитрии Ивановиче — знаменитый новгородский памятник «1000-летие России» (скульптор М.О. Микешин, 1862). В работе проанализированы изображения Александра Невского на почтовых миниатюрах, выявлены художественные источники, явившиеся прототипами для филателистической продукции.