Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
Богатство, бедность и гностики : Часть I. / Пантелеев, Алексей Дмитриевич.
In: ДИАЛОГ СО ВРЕМЕНЕМ, No. 83, 2023, p. 30-43.Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
}
TY - JOUR
T1 - Богатство, бедность и гностики
T2 - Часть I
AU - Пантелеев, Алексей Дмитриевич
PY - 2023
Y1 - 2023
N2 - Во II–III вв. существовала группа гностических течений, считавших демиурга, бога-творца низшего материального мира, не добрым или злым, а справедливым. Это валентиниане Гераклеон и Птолемей, сын и ученик гностика Карпократа Епифан, авторы сочинений «Трехчастный трактат», «Ипостась архонтов» или «О происхождении мира» из собрания Наг-Хаммади. Эти гностики утверждали, что он заботится о духовных людях — пневматиках, имеющих в своей душе частицу света. Они ощущали себя частью не только высшего, духовного мира, но и в какой-то мере этого, материального, и они были нацелены на позитивное взаимодействие с римскими властями и языческим обществом в большей степени, чем церковные христиане. Взгляд на демиурга как защитника и покровителя позволял решить многие вопросы, в том числе и проблему отношения к земному богатству. Демиург заботился о душах, имевших в себе духовное зерно, он или помещал их в тех, кто родился в знатных и богатых семьях, или возвышал и обогащал этих пневматиков. Богатство, таким образом, не стигматизировалось, а превращалось в знак избранности и элитарности.
AB - Во II–III вв. существовала группа гностических течений, считавших демиурга, бога-творца низшего материального мира, не добрым или злым, а справедливым. Это валентиниане Гераклеон и Птолемей, сын и ученик гностика Карпократа Епифан, авторы сочинений «Трехчастный трактат», «Ипостась архонтов» или «О происхождении мира» из собрания Наг-Хаммади. Эти гностики утверждали, что он заботится о духовных людях — пневматиках, имеющих в своей душе частицу света. Они ощущали себя частью не только высшего, духовного мира, но и в какой-то мере этого, материального, и они были нацелены на позитивное взаимодействие с римскими властями и языческим обществом в большей степени, чем церковные христиане. Взгляд на демиурга как защитника и покровителя позволял решить многие вопросы, в том числе и проблему отношения к земному богатству. Демиург заботился о душах, имевших в себе духовное зерно, он или помещал их в тех, кто родился в знатных и богатых семьях, или возвышал и обогащал этих пневматиков. Богатство, таким образом, не стигматизировалось, а превращалось в знак избранности и элитарности.
KW - Раннее христианство
KW - Римская империя
KW - гностицизм
KW - Климент Александрийский
KW - Ириней Лионский
KW - бедность
KW - богатство
KW - гонения
KW - early Christianity
KW - Roman empire
KW - Gnosticism
KW - Clement of Alexandria
KW - Irenaeus
KW - poverty
KW - wealth
KW - persecution
UR - https://roii.ru/publications/dialogue/issue/83
M3 - статья
SP - 30
EP - 43
JO - ДИАЛОГ СО ВРЕМЕНЕМ
JF - ДИАЛОГ СО ВРЕМЕНЕМ
SN - 2073-7564
IS - 83
ER -
ID: 107433301