Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ДИСКУРС-АНАЛИЗА. / Тарнаева, Лариса Петровна.
In: Педагогика. Вопросы теории и практики, Vol. 9, No. 3, 2024, p. 222-229.Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
}
TY - JOUR
T1 - ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ДИСКУРС-АНАЛИЗА
AU - Тарнаева, Лариса Петровна
PY - 2024
Y1 - 2024
N2 - Целью исследования явилась разработка научно обоснованной, теоретически выверенной, практически апробированной лингводидактической модели дискурс-анализа. В статье представлен анализ становления дискурсивного направления в обучении иностранным языкам, котороеобозначено такими этапами, как нацеленность на формирование дискурсивного компонента коммуникативной компетенции, разработка дискурс-ориентированного подхода к обучению иностранномуязыку, рассмотрение дискурса как самостоятельного объекта иноязычного образования и, наконец,создание моделей профессионально-ориентированного обучения иностранному языку на основе дискурс-анализа. При анализе основных направлений в изучении дискурса фокус внимания был обращёнк концепциям, которые послужили методологической основой разработки лингводидактическоймодели дискурс-анализа, а именно лингвистическим и конструкционистским подходам к дискурсанализу. Научная новизна исследования заключается в том, что на основе теоретического осмысления основных положений теории дискурса впервые предложена лингводидактическая модель дискурс-анализа, направленная на профессионально-ориентированное обучение иностранному языку.В результате исследования выявлены релевантные в лингводидактическом плане концепции дискурсивного анализа и установлена возможность их экстраполяции на проблемы обучения иностраннымязыкам. Обозначена лингводидактическая значимость социолингвистического подхода к дискурсанализу, позволяющего сосредоточить внимание студентов на особенностях речевого взаимодействиялюдей, являющихся представителями различных организаций и общественных институтов. Также отмечена лингводидактическая значимость критического дискурс-анализа и дискурсивной психологии,в рамках которых дискурс рассматривается как форма социальной практики. Разработанная в ходеисследования лингводидактическая модель дискурс-анализа предусматривает систему взаимосвязанных методических приёмов, обеспечивающих поэтапный переход от анализа и интерпретации смыслов, заключённых в вербальных и невербальных компонентах иноязычного профессиональноориентированного дискурса, непосредственно к продуцированию дискурсивных высказываний.
AB - Целью исследования явилась разработка научно обоснованной, теоретически выверенной, практически апробированной лингводидактической модели дискурс-анализа. В статье представлен анализ становления дискурсивного направления в обучении иностранным языкам, котороеобозначено такими этапами, как нацеленность на формирование дискурсивного компонента коммуникативной компетенции, разработка дискурс-ориентированного подхода к обучению иностранномуязыку, рассмотрение дискурса как самостоятельного объекта иноязычного образования и, наконец,создание моделей профессионально-ориентированного обучения иностранному языку на основе дискурс-анализа. При анализе основных направлений в изучении дискурса фокус внимания был обращёнк концепциям, которые послужили методологической основой разработки лингводидактическоймодели дискурс-анализа, а именно лингвистическим и конструкционистским подходам к дискурсанализу. Научная новизна исследования заключается в том, что на основе теоретического осмысления основных положений теории дискурса впервые предложена лингводидактическая модель дискурс-анализа, направленная на профессионально-ориентированное обучение иностранному языку.В результате исследования выявлены релевантные в лингводидактическом плане концепции дискурсивного анализа и установлена возможность их экстраполяции на проблемы обучения иностраннымязыкам. Обозначена лингводидактическая значимость социолингвистического подхода к дискурсанализу, позволяющего сосредоточить внимание студентов на особенностях речевого взаимодействиялюдей, являющихся представителями различных организаций и общественных институтов. Также отмечена лингводидактическая значимость критического дискурс-анализа и дискурсивной психологии,в рамках которых дискурс рассматривается как форма социальной практики. Разработанная в ходеисследования лингводидактическая модель дискурс-анализа предусматривает систему взаимосвязанных методических приёмов, обеспечивающих поэтапный переход от анализа и интерпретации смыслов, заключённых в вербальных и невербальных компонентах иноязычного профессиональноориентированного дискурса, непосредственно к продуцированию дискурсивных высказываний.
KW - ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ДИСКУРС-АНАЛИЗА
KW - ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ
KW - СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД
KW - КРИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС-АНАЛИЗ
KW - ДИСКУРСИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
KW - ФОРМА ДИСКУРСИВНОЙ ПРАКТИКИ
M3 - статья
VL - 9
SP - 222
EP - 229
JO - Педагогика. Вопросы теории и практики
JF - Педагогика. Вопросы теории и практики
SN - 2500-0039
IS - 3
ER -
ID: 132411718