Научная проблема, на решение которой направлен проект
Концепция планируемого исследования предполагает решение двух фундаментальных научных задач в области экономики, геоэкономики и геополитики.
Первая заключается в определении оптимального соотношения внутренних ответных реакций России. Речь идет о необходимости поиска комплексного и рационального набора экономических мер, принимаемых российским государством, корпорациями, коммерческими организациями, как реакция на санкции ЕС и США, направленных на минимизацию потерь и сокращение убытков ключевых бюджетообразующих отраслей реального сектора экономики РФ. Предпосылкой для формирования такого комплекса мер является решение задачи экономической оптимизации поведения страны-объекта санкций, и апробация такой модели с применением основных индикаторов макроэкономического развития экономики России.
Вторая задача состоит в оценке возможных последствий переориентации России на сотрудничество со странами Азии, прежде всего, Китаем, как одно из направлений минимизации влияния экономических санкций. С учетом того, что санкции используются точечно, и направлены на ослабление конкурентоспособности ключевых бюджетообразующих отраслей национальной экономики - главным образом, нефтяной и газовой, особое внимание приобретает диверсификация торговых потоков в части поставок оборудования, технологий и других товаров и нематериальных активов, необходимых для нормального функционирования данных отраслей, прежде всего, в Арктике, как регионе с наибольшим объемом разведанных запасов углеводородов и других природных ресурсов. Однако при этом необходимо учитывать активизацию крупнейших экономик Азии, направленную на усиление их позиций в Арктике, и необходимость защиты, в связи с этим, геоэкономических и геополитических интересов России в этом регионе.
Решение данных задач в процессе настоящего теоретического исследования может способствовать принятию комплекса сбалансированных решений, позволяющих России защитить свои геоэкономические и геополитические интересы в условиях роста активности стран Азии в Арктике, с одной стороны, и найти возможности для диверсификации торговых связей в условиях международных экономических санкций - с другой. Решение вышуказанных фундаментальных задач обеспечит прирост теоретических знаний в области политических исследований, исследований международной безопасности - в контексте исследования взаимозависимости и глобализационных процессов как возможного фактора национальной уязвимости.
Актуальность проблемы, научная значимость решения проблемы
Начиная с 2014 г., США, ЕС и ряд других стран Запада ведут в отношении России политику санкций, которая подразумевает совокупность финансовых, торгово-экономических, визовых и иных ограничений, накладываемых на отдельные отрасли и сектора национальной экономики, против отдельных лиц и компаний в России, а также их партнеров и контрагентов за рубежом.
Следует отметить, что данные санкции обладают точечной направленностью в отношении ключевых бюджетообразующих отраслей реального сектора российской экономики. Речь идет, прежде всего, о нефтяной и газовой отрасли.На сегодняшний день эти санкции применяются против нефтегазовых компаний и их дочерних предприятий в виде ограничения экспорта технологий нефтедобычи и нефтепереработки в Россию, замораживания уже существующих и отказ от новых проектов. Кроме того, на функционировании данных отраслей негативно сказываются и санкции против банковской отрасли, связанные с замораживанием финансовых активов российских юридических и физических лиц, ограничением доступа к кредитным ресурсам и т.д. Уязвимость народного хозяйства к экономическим санкциям обусловлена «слабыми местами» национальной экономики, касающихся потребности в дешевых кредитах и инвестициях, зависимости от мировой финансовой системы, основные институты которой сконцентрированы в ЕС и США, а также зависимости от поставок высокотехнологичного оборудования, в частности, в секторе добычи и переработки полезных ископаемых.
Все вышеперечисленное послужило предпосылкой диверсификации торговых связей, того, что в актуальных научных и аналитических исследованиях получило название «поворота России на Восток».
В контексте новых вызовов, которые санкции ставят перед основными бюджетообразующими отраслями российской экономики, особое внимание сосредоточено на Арктике, как регионе с большим потенциалом добычи и использования природных ресурсов, обусловливающем использование новейшего оборудования и технологий. Особенно заинтересован в данных проектах Китай, который является основным инвестором в проекты, связанные с развитием инфраструктуры и добычи углеводородов в регионе. Другие страны региона – потенциальные инвесторы, закрепившие официально свои приоритеты в Арктике (Республика Корея и Япония), в большей степени находятся под влиянием внешней политики США. Все вышесказанное приводит к необходимости поиска баланса интересов между переориентацией торгово-экономических связей России на Восток, в условиях санкций, и экономически и политически целесообразным ограничением активности стран Азии в Арктике для минимизации экономических и геополитических рисков, ведения политики рационального протекционизма.Это направление стратегически нашло свое отражение в соответствующих нормативных документах, подтверждающих актуальность выполнения НИР с точки зрения соответствия стратегиям развития экономики России:
1. Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, (Указ Президента РФ от 13.05.2017 г. № 208)
2. Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации (Указ Президента РФ от 01.12.2016 г. №642)
Научная значимость решения проблемы заключается в необходимости разработки и апробации инструментария для решения задачи оптимизации поведения России как страны-объекта экономических санкций, который учитывает возможность диверсификации торговых партнеров и необходимость защиты национальных экономических и геополитических интересов.
Конкретная задача в рамках проблемы, на решение которой направлен проект, ее масштаб
Цель данного проекта заключается в разработке направлений совершенствования внешнеэкономической политики России в условиях потенциального конфликта геоэкономических интересов и международных экономических санкций, на основе оценки влияния санкций на ключевые бюджетообразующие отрасли национальной экономики и определения степени детерминированности санкциями общественного поведения.
Основные задачи исследования в рамках проекта включают следующие.
1. Выявление основных тенденций применения экономических санкций в контексте изменения геополитической политики в начале ХХI века.
2. Определение основных последствий экономических санкций ЕС и США против России как предпосылки для переориентации торговых связей РФ.
3. Выявление потенциальных геоэкономических противоречий на основе анализа стратегии крупнейших экономик Азии в Арктике.
4. Идентификация политической природы и идеологических оснований экономических санкций, в основе которой понимается идея господства и опоры на силу.
5.Выявление долгосрочных политических целей санкций в контексте их влияния на внутреннюю политику: эффективность функционирования властных институтов, стабильность политического режима, ценностные ориентации политической элиты, общественные настроения и т.д
6. Разработка направлений совершенствования внешнеэкономической политики России с учетом потенциального конфликта геоэкономических интересов, состоящего в возможности диверсификации торговых партнеров и необходимости защиты собственных экономических и геополитических интересов.
Решение данной прикладной задачи исследования основано на:
оценке влияния экономических санкций ЕС и США на ключевые бюджетообразующие отрасли реального сектора РФ;
разработке и апробации инструментария для решения задачи оптимизации поведения России как страны-объекта экономических санкций, который учитывает возможность диверсификации торговых партнеров и необходимость защиты национальных экономических и геополитических интересов.
Научная новизна поставленной задачи, обоснование достижимости решения поставленной задачи и возможности получения запланированных результатов
Концепция данного проекта состоит в разработке инструментария для решения задачи оптимизации поведения страны-объекта экономических санкций в условиях потенциального конфликта геоэкономических интересов.
Научная новизна теоретической задачи исследования заключается в приросте теоретических знаний в области геополитики и геоэкономики, с учетом современной расстановки сил на мировой арене, появлением новых ключевых игроков, а также теоретическое осмысление взаимозависимости и глобализационных процессов как возможного фактора национальной уязвимости.
Научная новизна постановки прикладной задачи исследования и ее решение предполагает разработку и апробацию инструментария для решения задачи оптимизации поведения России как страны-объекта экономических санкций, который учитывает возможность диверсификации торговых партнеров и необходимость защиты национальных экономических и геополитических интересов.
Возможность получения запланированных результатов обеспечивается:использованием актуальных методов и подходов к экономическому исследованию, позволяющим осуществить верификацию выдвинутых гипотез, прогнозирование экономических показателей и т.д.;наличием у коллектива исполнителей НИР научного задела по проекту, публикаций в различных отраслях знаний, которые обеспечивают междисциплинарность проекта;наличием у коллектива исполнителей проекта опыта выполнения НИР по экономическим и политическим наукам.
Научная новизна поставленной задачи, а также ее актуальность, подтверждается современным состоянием исследований данной проблематики.
Современное состояние исследований по данной проблеме
Теме экономических санкций и оценке их эффективности, как инструмента разрешения международных конфликтов, посвящено множество исследований экономистов-теоретиков и экспертов-практиков международных финансово-экономических организаций.Вопросы соответствия экономических санкций международному праву поднимались еще в начале ХХ века. С учетом того, что международная торговля товарами играла значительную роль, большое внимание уделялось проблеме таможенного бойкота (см. например, M. A. de Maday, 1913; H. Lauterpacht, 1933).
С ростом глобализации, интеграции, постепенной отмены таможенных пошлин, развития торговли нематериальными активами (intangibles), анализ экономических санкций не ограничивается только юридическим аспектом, возникают исследования политического и институционального характера. Накопленный эмпирический опыт использования санкций позволяет проводить количественные сравнения.Так, исследование Ф. Хофмана (F. Hoffmann, 1967) касалось двух ситуаций (case studies): решения Лиги Наций 1935 г. о применении экономических санкций в отношении Италии, и решения британского правительства о введении санкций против Родезии в 1965 г. В обоих случаях введение санкций мотивировалось политическим причинами, и автор пришел к выводу, что в таких случаях вероятность успеха экономических санкций очень низкая. Также ситуационный анализ введения санкций на примере ООН и стран Юго-Восточной Африки (Родезии с 1965 г., и ЮАР с 1960 г.) был проведен М. Докси (M. Doxey, 1972); при этом особое внимание было уделено институциональному статусу ООН как организации-инициатора санкций.В продолжение данного исследования, Р. Макдонал (R. MacDonal, 1969) анализировал влияние международных институтов на международную общественную политику посредством экономических методов.
Анализ использования экономических санкций в контексте политики международных институтов и внешней политики отдельных государств был проведен Дж. Барбером (J. Barber, 1979), с точки зрения двух подходов к использованию экономических санкций: как замены силового подхода, и как дополнения к нему.Дж. Итон и М. Энджерс (J. Eaton & M. Engers, 1992) усовершенствовали понятийно-категориальный аппарат и подходы к трактовке понятий страны-инициатора санкций (the sender) и страны-мишени, страны-объекта (the target). Авторы анализировали эти понятия, в зависимости от того, насколько страна пострадала от санкций.
Одной из первых комплексных работ, посвященных экономическим санкциям, их истории, причинам, и оценке их эффективности стало исследование Г. Хафбауэра и др. (G. Hufbauer et al., 1990) «Economic Sanctions Reconsidered: History and Current Policy».Авторы рассматривали 11 ситуаций использования санкций, начиная с 1914 г., отдельно исследуя такие аспекты как хронологию, цели применения санкций страной-инициатором, ответную реакцию страны-объекта санкций, роль третьих стран. Также в рамках данного исследования была предпринята попытка оценки экономического эффекта санкций на основе издержек и выгод. Такой подход авторов к оценке эффективности экономических санкций подвергся критике со стороны Р. Пейпа (R. Pape, 1997), который отмечал, что меньше половины успешных случаев (по мнению авторов предыдущей работы) применения санкций, достигли успеха именно за счет этих санкций. Также он пришел к выводу, что экономические санкции неэффективны для достижения именно экономических целей. Еще одной попыткой объединить теоретические и эмпирические исследования стала работа Х. Аскари и др. (H. Askari et al., 2003) «Economic Sanctions: Examining Their Philosophy and Efficacy», в которой авторы анализировали причины возникновения санкций, оценивали их эффективность, а также их влияние на бизнес на национальном и международном уровне в условиях глобализации экономики.
Продолжение исследований Г. Хафбауэра и др. (G. Hufbauer et al., 2003) по проблематике экономических санкций представлено в книге «Economic Sanctions Reconsidered». Авторы проанализировали 170 случаев применения экономических санкций в период после I Мировой войны, пятьдесят из которой пришлось на 1990-е годы. Особое внимание уделялось ситуациям с санкциями вследствие «холодной войны» и нарастающих глобализационных процессов в мировой экономике. Анализируя целый ряд экономических и политических факторов, которые могли повлиять на успех санкций, авторы разработали ряд рекомендаций для руководства стран (policymakers) относительно эффективного использования экономических санкций.
Также практические рекомендации относительно формирования целевых экономических санкций, на основе 22 UN targeted sanctions regimes, зафиксированы в документе ООН. Основной вывод данного исследования заключается в том, что подобного рода санкции всегда нужно применять в сочетании с другими мероприятиями неэкономического характера, и никогда – изолированно.
Развитие экономико-математических методов во второй половине ХХ века позволило количественно оценивать последствия введения экономических санкций. Так, Дж. Цебелис (G. Tsebelis, 1990) при помощи инструментария теории игр оценивал эффективность санкций для страны-инициатора, а также анализировал ответное поведение страны-объекта санкций. Автор пришел к выводу, что размер санкций не имеет значимого влияния на ответную реакцию страны-объекта.Дж. Дашти-Гибсон и др. (J. Dashti-Gibson et al, 1997) исследовали эффективность экономических санкций, применявшихся в период 1914-1989 гг. Эмпирический анализ позволил авторам выявить, что факторы, влияющие на успех санкций, зависят от целей страны-инициатора. Если целью является просто политическая дестабилизация, то фактором, определяющим успех, является стабильность страны-инициатора. Для достижения любых других целей эффективными являются финансовые ограничения.Х.-М. Ким (H.-M. Kim, 2009), оценивая эффективность применения экономических санкций при помощи количественных методов, пришел к выводу, что теория демократического мира (“democratic peace theory”) справедлива для экономических санкций в современных условиях. Теория демократического мира – режим демократического типа в стране-инициаторе положительно взаимосвязан с эффективностью экономических санкций.
А. Эскриба-Фолх (A. Escribà-Folch, 2010) исследовал влияние экономических санкций на длительность и результат внутригосударственных конфликтов. Используя выборку из 87 военных конфликтов в различных странах мира, показал, что размер и длительность санкций международных организаций и институтов отрицательно взаимосвязаны с длительностью военных конфликтов.
Введение в 2014 г. санкций против России со стороны ЕС и США дало импульс новому витку исследований, в том числе ведущих российских ученых и специалистов-практиков, относительно последствий введения экономических санкций, с одной стороны, а также экспертам ЕС и США – с другой стороны.М.В. Клинова и Е.А. Сидорова (2014) рассматривали взаимовлияние санкций ЕС и России в контексте экономических связей между странами. Авторы пришли к выводу, что подобный «обмен санкциями» порождает обособленность и отрицательно, хотя и в разной степени, сказывается на возможностях хозяйственного развития России и ЕС.
Комплексная монография «Экономические санкции против России: ожидания и реальность» (2017) анализирует причины и содержание экономических санкций против России, с использованием инструментов макроэкономического анализа, прогнозирования, сценарного подхода. Авторы анализируют также политику Центрального Банка России в современных условиях и ее влияние на основные макроэкономические показатели, рассматривают преимущества и недостатки импортозамещения и экспортоориентированного экономического развития, в том числе, целесообразность «поворота на Восток».Общий вывод вышеуказанных исследований состоит в том, что санкции, ухудшающие положение в экономике России, не выступают первопричиной ее нынешнего состояния. Основная проблема заключается в несостоятельности существующей модели хозяйствования необходимости перехода к рыночной модели, с применением средств налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики, механизмов партнерства государства и частного капитала.
В силу того, что санкции в наибольшей мере затрагивают такие важные для России отрасли как нефтяную и газовую, ряд исследований посвящен влиянию экономических санкций ЕС и США именно на эти отрасли. В докладе специалистов Аналитического центра при Правительстве РФ анализируется влияние санкций на нефтегазовый сектор экономики России, в частности, отдельно выделена проблема угрозы разработки шельфа вследствие санкций. Здесь переориентация на азиатских партнеров сталкивается с проблемой наличия у последних необходимого современного оборудования и специализированных технологий. К подобным выводам пришли и Р.М. Нуреев и Е.Г. Бусыгин (2017), которые проанализировали рынок оборудования, используемого в нефтегазовой промышленности. Отечественные нефтегазовые компании больше всего зависят от насосно-компрессорного оборудования, катализаторов и прикладного программного обеспечения, импортируемого на сегодняшний день из Китая и Южной Кореи, которое, однако по качеству существенно уступает американскому, экспорт которого в РФ запрещен в результате введения санкций.
Важное прикладное значение имеет доклад специалистов Российского совета по международным делам 2018 г., в котором систематизирована информация об использовании санкций как инструмента межгосударственных отношений, дана классификация санкций, а также показаны принципиальные отличия санкций, применяемых США и ЕС в отношении России. В разработанных рекомендациях важное место занимает обоснование необходимости «поворота на Восток», развития торговых связей со странами АТР, в рамках диверсификации торговых и экономических связей, особенно в отраслях, затронутых торговыми ограничениями.Среди документов ЕС, посвященным проблематике оценки санкций против России, можно выделить исследования, связанные с количественной оценкой санкций ЕС против России в реальном и финансовом секторах экономики (ERPS, 2015; ERPS, 2018).Эксперты ВТО, анализируя текущую ситуацию с экономическими санкциями ЕС и США против России, пришли к выводу, что экономика страны особенно восприимчива к санкциям за счет ограниченной диверсификации экономики и высокой зависимости от сырьевых материалов (M. Smeets, 2018).
В контексте геополитических концепций, в современных условиях формирующегося многополярного мира, проблема антироссийских экономических санкций начала рассматриваться сравнительно недавно: большая часть исследований датирована 2018 г. и носит теоретико-аналитический характер (см. например, Cornet, 2018; Bordachev et al. 2018; National Bank of Canada, 2018; EPRS, 2018)., тогда как как стратегические направления внешнеэкономической политики России, как страны-объекта международных экономических санкций, исследованы недостаточно. В современных условиях потенциального конфликта геоэкономических интересов как следствие нарастающего влияния стран Азии в Арктике, такое исследование приобретает особую актуальность.
Askari Y., Forrer J., Teegen H., Yang J. Economic Sanctions: Examining Their Philosophy and Efficacy. Greenwood Publishing Group, 2003. 223 p.
Barber J. Economic Sanctions As a Policy Instrument // International Affairs. 1979. Vol. 55(3). pp. 367-384.
Bordachev T., Kashin V., Kupriyanov A., Lukyanov F., Suslov D. The Rise of Rimland: The New Political Geography and Strategic Culture / Valdai Discussion Club Report. June 2018. 39 p.
Can Russia live up to its geopolitical ambitions? National Bank of Canada. August 27, 2018.
Cornet A. From the “polar silk road” to the arctic Rimland: a case study of the belt and road challenges for the European Union / IRIS. Institute des rélations internationales et stratégiques, 2018. October.
Dashti-Gibson J., Davis P., Radcliff B. On the Determinants of the Success of Economic Sanctions: An Empirical Analysis // American Journal of Political Science. 1997. Vol. 41(2), pp. 608-618.
Doxey M. International Sanctions: A Framework for Analysis with Special Reference to the UN and Southern Africa // International Organization. 1972. Vol. 26(3). Summer. pp. 527-550
Eaton J., Engers M. Sanctions // Journal of Political Economy. 1992. University of Chicago Press, Vol. 100(5). pp. 899-928, October.Economic impact on the EU of sanctions over Ukraine conflict // EPRS. Ed. by M. Szczepański. European Parliamentary Research Service, 2015. 9 р.
Escribà-Folch A. Economic sanctions and the duration of civil conflicts // Journal of Peace Research. 2010. Vol. 47(2). pp. 129-141.Geopolitical Outlook for Europe. Confrontation vs Cooperation / EPSC Brief. European Political Strategy Center, European Commission, 2018. June. Hoffmann F. The Functions of Economic Sanctions: a Comparative Analysis // Journal of Peace Research. 1967. Vol. 4(2), pp. 140-159.
Hufbauer G., Schott J.J. Elliott K.A. Economic Sanctions Reconsidered: History and Current Policy / Institute for International Economics (U.S.). Peterson Institute, 1990. 298 p.
Hufbauer G., Schott J.J., Elliott K.A., Oegg B. Economic Sanctions Reconsidered. Peterson Institute, 2007. 233 p.Kim H.-M. Determinants of the Success of Economic Sanctions: An Empirical Analysis // Journal of International and Area Studies. 2009. Vol. 16(1). pp. 27-51
Lauterpacht H. Boycott in international relations. British Yearbook of International Law XIV (1933):130.
MacDonal R. St. J. Economic Sanctions in the International System // Canadian Yearbook of International Law. 1969. Vol. 7. pp. 61-91. Maday M. A. Economic Sanctions in Cases of Violation of International Law // The Advocate of Peace (1894-1920). Vol. 75. No. 11 (Dec. 1913), pp. 257-259.
Pape R.A. Why Economic Sanctions Do Not Work // International Security. 1997. Vol. 22(2). pp. 90-136.Sanctions over Ukraine. Impact on Russia // EPRS. Ed. by M. Russell. European Parliamentary Research Service, 2018. 12 р.Smeets M. Can economic sanctions be effective? // ERSD-2018-03. World Trade Organization. Economic Research and Statistics Division. March 2018. 19 p.
The effectiveness of United Nations targeted sanctions. Findings from the targeted sanctions consortium (TSC). United Nations, 2013. 51 p.Tsebelis G. Are Sanctions Effective? A Game-Theoretic Analysis // The Journal of Conflict Resolution. 1990. Vol. 34(1), pp. 3-28.Клинова М.В., Сидорова Е.А. Экономические санкции и их влияние на хозяйственные связи России с Европейским Союзом // Вопросы экономики. 2014. № 12. С. 67-79.
Нуреев Р.М., Бусыгин Е.Г. Экономические санкции против России: краткосрочные и среднесрочные последствия для нефтяной и газовой промышленности // Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики). 2017. Том 8 (3). с. 6-22.
Санкции против России: направления эскалации и политика противодействия: доклад. № 37/2018 / Под ред. И.Н. Тимофеева; Российский совет по междунар. делам (НП РСМД). – М. : НП РСМД, 2018. 32 с
Секторальные санкции: год спустя // Энергетический бюллетень. Август 2015. №27. Под ред. Л. Григорьева. 31 c.Экономические санкции против России: ожидания и реальность: монография / коллектив авторов; под ред. Р.М. Нуреева. Москва: КНОРУС, 2017. 194 с.
Предлагаемые методы и подходы, общий план работы на весь срок выполнения проекта
Реализация проекта включает использование общенаучных подходов – структурного, функционального и системного.Методология исследования включает общелогические методы: анализ, синтез, индукцию, дедукцию, логическое обобщение результатов, а также инструментарий математической логики, в частности, аналогию, моделирование, формализацию и интерпретацию, элементы теории доказательств. Общелогические методы и методы математической логики послужат основой для исследования экономических процессов при помощи общетеоретических (абстрагирования и обобщения, структуризации и систематизации), и эмпирических (эксперимент и наблюдение) методов.
Этап I выполнения проекта охватывает анализ теоретических исследований по проблематике применения экономических санкций и определение основных тенденций их трансформации в контексте геополитических концепций ХХ века, а также идентификацию политической природы и идеологических оснований экономических санкций, выявление долгосрочных политических целей санкций.На данном этапе предполагается использование методов анализа, синтеза, логического обобщения полученной информации, а также 1) структурно-функциональный подхода, как элемента методологии системного анализа, который представляет геополитику как целостную, сложно организованную и саморегулирующуюся систему, находящуюся в непрерывном взаимодействии с окружающей средой, стремящуюся к стабильности и выполняющую набор функций, важнейшими среди которых являются распределение ресурсов для обеспечения устойчивого развития;2) геоэкономического подхода, согласно которому в современных условиях глобализации и либерализации международного движения товаров, услуг, капитала, трудовых ресурсов «стирание» территориальных границ государств, невозможность определить страну происхождения богатства лишило государства части их суверенитета в экономической сфере;3) методов сравнительно-исторического анализа (comparative historical analysis), использование которых предполагается для исследования эволюции концепций геополитики, а также трансформации причин, методов и объектов применения экономических санкций, определения основных тенденций.
Этап II включает исследование современных экономических санкций ЕС и США против России и их последствий как условия для диверсификации торговых партнеров РФ («поворот России на Восток»). В свете новых вызовов для российской экономики особое внимание предполагается уделить анализу стратегии стран Азии в Арктике в контексте столкновения геоэкономических интересов России и крупнейших экономик Азии.Основные методы исследования на данном этапе включают анализ, синтез, логическое обобщения результатов, а также:
1) методы сравнительно-исторического анализа, методы межстранового сравнительного анализа (cross-country comparative analysis), использование которых предполагается для анализа политики стран Азии в Арктике;
2) методы институционального анализа, методы геоэкономического подхода при оценке влияния международных экономических институтов на санкции, в условиях, когда основные экономические функции постепенно переходят от отдельных государств к наднациональным институтам, созданным для управления наднациональными экономическими «полюсами»;
3) политико-правовой анализ, как элемент методологии институционального анализа, использование которого предполагается при исследовании экономических санкций на соответствие нормам международного права.
Этап III заключается в разработке направлений совершенствования внешнеэкономической политики России с учетом потенциального конфликта геоэкономических интересов, при помощи эмпирических методов исследования.
Основные задачи в рамках данного этапа реализации проекта и соответствующие им математические модели.
1. Оценка последствий использования экономических санкций ЕС и США для ключевых бюджетообразующих отраслей реального сектора экономики. Предполагает использование факторных моделей аналитического характера.
2. Моделирование стратегии поведения страны-объекта санкций в условиях потенциального конфликта интересов и ограниченного количества ресурсов предполагает использование двух типов моделей аналитического характера: 1) теоретико-игровых моделей; 2) моделей оптимизации.
Имеющийся у коллектива исполнителей научный задел по проекту
Участники НИР имеют многолетний опыт изучения различных аспектов внешнеэкономической политики, теории и политики национальной безопасности, отдельных аспектов геополитики. Особое внимание в исследованиях, формирующих научный задел коллектива по данному проекту, уделяется современной политической теории, российской политике, международной безопасности ,методологии оценки поведения экономических агентов, методологии прогнозирования, что подчеркивает междисциплинарность исследования.
В целом, за период 2013-2018 гг. участниками проекта было опубликовано 25 работ, близких к тематике данного проекта, из них 7 разделов монографий, 10 статей в журналах, рекомендованных ВАК для публикаций результатов диссертационных исследований, 5 статей в изданиях, включенных в международные индексы цитирования Scopus и WoS Core Collection, относящихся к четырем различным отраслям знаний: Business, Management and Accounting; Economics, Econometrics and Finance; Mathematics; Social Sciences согласно Scopus Subject Areas, а также Economics and Business; Mathematics; Multidisciplinary; Social Sciences, General согласно WoS Essential Science Indicators).
С.А. Белозёров и Е.В. Соколовская принимали участие в организации в рамках III Международного экономического симпозиума-2018 круглого стола «Трансформация внешнеэкономических связей России: поворот на Восток» (апрель 2018 г.), с участием ведущих российских и иностранных специалистов, тематика которого включала вопросы современной внешнеэкономической стратегии России, обсуждение целесообразности азиатского вектора российской торговой и инвестиционной политики.Также С.А. Белозёров и Е.В. Соколовская выступили организаторами и спикерами семинара на тему "Отношения России и АСЕАН" (16.08.2018 г.) в Университете Куала-Лумпур (г. Куала-Лумпур, Малайзия).
И.В. Радиков выступал руководителем НИР «Современные доктрины национальной безопасности в мировом политическом дискурce» и участником НИР по темам: «Изучение политической традиции и образовательных технологий в современной науке», «Политика идентичности многонациональных государств в контексте решения проблемы безопасности».А.В. Яшина является администратором постоянного научного семинара «Экономика и культура», членом программного комитета Международного форума пространственного развития, ежегодных международных научных конференций Центра исследований экономической культуры СПбГУ, Четвертых Смольных чтений «Наука и техника сквозь призму гуманитарных и социальных наук» (2015), Фестиваля социогуманитарных наук Social Science Sunday (2015), соорганизатором Школы социальных инженеров (2016-2017 гг). Также А.В. Яшина выступала участником НИР «Современные доктрины национальной безопасности в мировом политическом дискурce», «Социальные науки и социальные практики: история взаимного влияния».
Санкции, в том числе экономические, являются предметом исследованийГ.В. Джабадари (тема магистерской ВКР: «Институт санкций в современных международных коммуникативных практиках», тема аспирантской ВКР: ««Мягкая» сила в санкционных кампаниях 21 века на примере России», тема диссертации насоискание ученой степени кандидата наук: ««Мягкая» и «жесткая» сила в санкционных кампаниях 21 века: теоретический аспект»).
Тема научного исследования М.С Деньковой связана с изучением антироссийских тенденций в мировой политике как фактора дестабилизации современной России. Процесс усиления влияния Китая в Евразии на современном этапе является предметом научных интересов У.К. Вешкурцевой.
В целом члены коллектива исполнителей НИР, включая руководителя, за последние 5 лет являлись/являются руководителями/ответственными исполнителями/исполнителями более 10 НИР, заявки на финансирование которых были поддержаны различными научными фондами и иными организациями.
Детальный план работы на весь период выполнения проекта
Этап I выполнения проекта охватывает анализ теоретических исследований по проблематике применения экономических санкций и определение основных тенденций их трансформации в контексте геополитических концепций ХХ века.
Этап II включает исследование современных экономических санкций ЕС и США против России и их последствий как условия для диверсификации торговых партнеров РФ («поворот России на Восток»), а также идентификацию политической природы и идеологических оснований экономических санкций, выявление долгосрочных политических целей санкций. В свете новых вызовов для российской экономики особое внимание предполагается уделить анализу стратегии стран Азии в Арктике в контексте столкновения геоэкономических интересов России и крупнейших экономик Азии.Этап III заключается в разработке направлений совершенствования внешнеэкономической политики России на основе определения степени детерминированности экономическими санкциями общественного поведения, а также апробации инструментария поведения страны-объекта санкций в условиях потенциального конфликта геоэкономических интересов.
I квартал 2019 г.
1. Систематизация имеющегося научного задела участников в соответствии с задачами проекта, окончательное согласование методики исследования.
2. Сбор первичных теоретико-аналитических данных по тематике проекта.
3. Проведение теоретических исследований по проблематике применения экономических санкций в контексте геополитических концепций ХХ века 4. Подготовка публикаций по результатам исследования
II квартал 2019 г.
1. Проведение теоретических исследований по проблематике применения экономических санкций в контексте геополитических концепций ХХ века
2. Проведение сравнительного анализа международных экономических санкций в ретроспективе, анализ современных экономических санкций ЕС и США против России как предпосылки для диверсификации торговых партнеров РФ, «поворота на Восток».3. Анализ влияния санкций на ключевые бюджетообразующие отрасли экономики России
4. Подготовка публикаций по результатам исследований
5. Подготовка и проведение научно-коммуникативного мероприятия по тематике проекта
III квартал 2019 г.
1. Идентификация политической природы и идеологических оснований экономических санкций, выявление долгосрочных политических целей санкций
2. Анализ влияния санкций на ключевые бюджетообразующие отрасли экономики России
3. Разработка инструментария моделирования стратегии поведения страны-объекта санкций в условиях потенциального конфликта интересов и ограниченного количества ресурсов, сбор данных для апробации данного инструментария
4. Подготовка публикаций по результатам исследования
IV квартал 2019 г.
1. Определение степени детерминированности экономическими санкциями общественного (протестного) настроения, деформаций привычных повседневных практик и правил
2. Разработка инструментария моделирования стратегии поведения страны-объекта санкций в условиях потенциального конфликта интересов и ограниченного количества ресурсов, сбор данных для апробации данного инструментария с помощью экономических индикаторов развития экономики России
3. Апробация разработанного инструментария с помощью экономических индикаторов развития экономики России
4. Подготовка публикаций по результатам исследования
5. Подготовка и проведение научно-коммуникативного мероприятия по тематике проекта
6. Подготовка и представление отчета по результатам реализации проекта
7. Подготовка и представление материала о результатах проведения НИР для опубликования на сайте СПбГУ