В статье исследуется природа интертекстуальных и интермедиальных взаимодействий
между романом Теодора Драйзера «Американская трагедия» и лондонской кинотрилогией Вуди Аллена
(«Матч-пойнт» (2005), «Сенсация» (2006) и «Мечта Кассандры» (2007)). Хотя само существование таких связей проблематично в силу категорического несходства старомодного и тяжеловесного писателя-натуралиста, с одной стороны, и ирониста, чьи тексты пронизаны интертекстуальной игрой, декларирующего
собственную асоциальность и нелюбовь к Драйзеру, с другой, сравнительный анализ в сочетании с теорией адаптации и жанровой теорией помогает изучить культурные механизмы, позволяющие предположить существование данной культурной преемственности. Запечатленная с незаурядной художественной мощью Драйзером история Клайда Гиффитса приобретает статус мифологемы, и в этом качестве на
протяжении всего двадцатого века то и дело всплывает из глубин культурного бессознательного, заявляя
о себе более или менее явными, порой самыми неожиданными интертекстуальными и интермедиальными перекличками с Драйзером. Лондонская кинотрилогия Аллена рассматривается как один из возможных примеров этого явления. Тема преступления и наказания является магистральной для Аллена.
«Матч-пойнт» и «Мечта Кассандры» выделяются среди других алленовских фильмов на эту тему («Преступления и проступки» (1986), «Иррациональный человек» (2015)) тем, что протагонисты, замышляющие
убийство, одержимы в них мечтой о богатстве и повышении своего социального статуса. Сравнительный
анализ сюжетики, образов протагонистов и их ценностных ориентиров показывает, что в своей трактовке проблемы преступления и наказания в этих двух фильмах Аллен, сам того не признавая, следует
за Драйзером. Результаты исследования релевантны для истории литературы, проясняя значение драйзеровского наследия для современности; для теории адаптации, проблематизируя природу алленовской
интертекстуальности; для исследований современной культуры США, выявляя в ней работу механизмов
культурной памяти.