Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья › Рецензирование
The Impact of the Framing Effect on Potential Investor Decision-Making: Results of an Oculographic Experiment. / Леонтьев, Арсений Владимирович; Летягин, Павел Игоревич; Дейнека, Ольга Сергеевна; Ткачева, Любовь Олеговна.
в: РОССИЙСКИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ, Том 20, № 4, 31.12.2023, стр. 153-166.Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья › Рецензирование
}
TY - JOUR
T1 - The Impact of the Framing Effect on Potential Investor Decision-Making: Results of an Oculographic Experiment
AU - Леонтьев, Арсений Владимирович
AU - Летягин, Павел Игоревич
AU - Дейнека, Ольга Сергеевна
AU - Ткачева, Любовь Олеговна
N1 - Леонтьев, А. В., Летягин, П. И., Дейнека, О. С., Ткачева, Л. О. (2023). Влияние фрейминг-эффекта на принятие решения потенциальных инвесторов: результаты окулографического эксперимента. Российский психологический журнал, 20(4), 153–166. https://doi.org/10.21702/rpj.2023.4.9
PY - 2023/12/31
Y1 - 2023/12/31
N2 - Введение. За последнее время значительно возросло влияние частных инвесторов на российский рынок ценных бумаг. Изучение того, каким когнитивным искажениям подвержены частные инвесторы, поможет заполнить пробел в исследованиях когнитивных искажений принятия решения в сфере инвестиционного поведения. Частные инвесторы участвуют в размещении облигаций федерального займа, а также оказывают поддержку частным отечественным компаниям посредством участия в корпоративных облигациях. Цель исследования – экспериментальная проверка воздействия фрейминг-эффекта (эффекта «рамки» или формы подачи информации) на выбор действий при торговле ценными бумагами потенциальныхинвесторов. Методы. Выборка составила 20 человек (в возрасте от 20 до 35лет, 7 мужчин и 13 женщин). Стимульный материал был размещен на платформе «Neurobureau» для проведения нейрокогнитивных исследований и предполагал регистрацию видеоокулографии испытуемых с помощью айтрекера GazePoint GP3 (с программным обеспечением Neurobureau). Всего было сделано 240 замеров. Экспериментальная серия состояла из 12 стимулов. Были созданы пары финансовых предложений, в которых различия обеспечивались только разными формулировками и эмоционально-смысловыми акцентами. Результаты. С помощью количественногоанализа данных были установлены статистически значимые различия междуответами на стимулы с одинаковым содержанием, но разными формулировками. Поэтапный регрессионный анализ подтвердил влияние фрейминг-эффекта на принятие экономического решения. В рамках качественного анализа данных была определена доля внимания к элементам стимулов с помощью тепловых карт, которая также подтвердила роль лексических форм и эмоциональной окраски новостной формулировки компаний (без изменения объективной информации) при принятии решений о покупке, продаже акций или отсутствия действия. Обсуждениерезультатов. Результаты эксперимента доказали влияние фрейминг-эффектана принятие решения потенциальными инвесторами. На основе полученныхданных делается вывод о важности психологических факторов выбора и оценки информационных ресурсов в процессе ознакомления с новостной информацией компаний.
AB - Введение. За последнее время значительно возросло влияние частных инвесторов на российский рынок ценных бумаг. Изучение того, каким когнитивным искажениям подвержены частные инвесторы, поможет заполнить пробел в исследованиях когнитивных искажений принятия решения в сфере инвестиционного поведения. Частные инвесторы участвуют в размещении облигаций федерального займа, а также оказывают поддержку частным отечественным компаниям посредством участия в корпоративных облигациях. Цель исследования – экспериментальная проверка воздействия фрейминг-эффекта (эффекта «рамки» или формы подачи информации) на выбор действий при торговле ценными бумагами потенциальныхинвесторов. Методы. Выборка составила 20 человек (в возрасте от 20 до 35лет, 7 мужчин и 13 женщин). Стимульный материал был размещен на платформе «Neurobureau» для проведения нейрокогнитивных исследований и предполагал регистрацию видеоокулографии испытуемых с помощью айтрекера GazePoint GP3 (с программным обеспечением Neurobureau). Всего было сделано 240 замеров. Экспериментальная серия состояла из 12 стимулов. Были созданы пары финансовых предложений, в которых различия обеспечивались только разными формулировками и эмоционально-смысловыми акцентами. Результаты. С помощью количественногоанализа данных были установлены статистически значимые различия междуответами на стимулы с одинаковым содержанием, но разными формулировками. Поэтапный регрессионный анализ подтвердил влияние фрейминг-эффекта на принятие экономического решения. В рамках качественного анализа данных была определена доля внимания к элементам стимулов с помощью тепловых карт, которая также подтвердила роль лексических форм и эмоциональной окраски новостной формулировки компаний (без изменения объективной информации) при принятии решений о покупке, продаже акций или отсутствия действия. Обсуждениерезультатов. Результаты эксперимента доказали влияние фрейминг-эффектана принятие решения потенциальными инвесторами. На основе полученныхданных делается вывод о важности психологических факторов выбора и оценки информационных ресурсов в процессе ознакомления с новостной информацией компаний.
KW - принятие решений
KW - фондовая биржа
KW - фрейминг-эффект
KW - айтрекинг
KW - окулография
KW - потенциальные инвесторы
U2 - 10.21702/rpj.2023.4.9
DO - 10.21702/rpj.2023.4.9
M3 - Article
VL - 20
SP - 153
EP - 166
JO - Russian Psychological Journal
JF - Russian Psychological Journal
SN - 1812-1853
IS - 4
ER -
ID: 115597475