Документы

Ссылки

DOI

Введение. За последнее время значительно возросло влияние частных инвесторов на российский рынок ценных бумаг. Изучение того, каким когнитивным искажениям подвержены частные инвесторы, поможет заполнить пробел в исследованиях когнитивных искажений принятия решения в сфере инвестиционного поведения. Частные инвесторы участвуют в размещении облигаций федерального займа, а также оказывают поддержку частным отечественным компаниям посредством участия в корпоративных облигациях. Цель исследования – экспериментальная проверка воздействия фрейминг-эффекта (эффекта «рамки» или формы подачи информации) на выбор действий при торговле ценными бумагами потенциальных
инвесторов. Методы. Выборка составила 20 человек (в возрасте от 20 до 35
лет, 7 мужчин и 13 женщин). Стимульный материал был размещен на платформе «Neurobureau» для проведения нейрокогнитивных исследований и предполагал регистрацию видеоокулографии испытуемых с помощью айтрекера GazePoint GP3 (с программным обеспечением Neurobureau). Всего было сделано 240 замеров. Экспериментальная серия состояла из 12 стимулов. Были созданы пары финансовых предложений, в которых различия обеспечивались только разными формулировками и эмоционально-смысловыми акцентами. Результаты. С помощью количественного
анализа данных были установлены статистически значимые различия между
ответами на стимулы с одинаковым содержанием, но разными формулировками. Поэтапный регрессионный анализ подтвердил влияние фрейминг-эффекта на принятие экономического решения. В рамках качественного анализа данных была определена доля внимания к элементам стимулов с помощью тепловых карт, которая также подтвердила роль лексических форм и эмоциональной окраски новостной формулировки компаний (без изменения объективной информации) при принятии решений о покупке, продаже акций или отсутствия действия. Обсуждение
результатов. Результаты эксперимента доказали влияние фрейминг-эффекта
на принятие решения потенциальными инвесторами. На основе полученных
данных делается вывод о важности психологических факторов выбора и оценки информационных ресурсов в процессе ознакомления с новостной информацией компаний.
Переведенное названиеВлияние фрейминг-эффекта на принятие решения потенциальных инвесторов: результаты окулографического эксперимента
Язык оригиналаанглийский
Страницы (с-по)153-166
Число страниц13
ЖурналРОССИЙСКИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
Том20
Номер выпуска4
DOI
СостояниеОпубликовано - 31 дек 2023

    Предметные области Scopus

  • Экспериментальная и когнитивная психология
  • Нейропсихология и психофизиология
  • Прикладная психология

    Области исследований

  • принятие решений, фондовая биржа, фрейминг-эффект, айтрекинг, окулография, потенциальные инвесторы

ID: 115597475