В России существует недостаток валидных и стандартизированных инструментов для оценки языкового домена у подростков и взрослых. Для восполнения этого пробела была создана языковая тестовая батарея ARFA-RUS Методика использовалась в масштабном исследовательском проекте, посвященном долгосрочным эффектам институционального ухода на развитие. человека. В настоящей работе в качестве первого шага валидизации методики мы изучили психометрических свойств субтеста «Синонимы» батареи ARFA-RUS с помощью подхода item response theory (IRT). Результаты IRT- анализа показали надёжность теста для оценки низких и средних уровней способности, однако тест требуется дополнить более сложными заданиями, чтобы охватить больший диапазон способности. Субтест «Синонимы» батареи ARFA-RUS оказался слабо подходящим для группы взрослых с опытом институционализации: в этой группе вычисленная латентная переменная объясняла значительно меньшую долю дисперсии по сравнению с группой взрослых, воспитанных в биологических семьях. На уровне отдельных заданий два вопроса продемонстрировали парадоксальные закономерности: вероятность правильного ответа уменьшалась при увеличении способности. Кроме того, одно задание было исключено из окончательной версии субтеста «Синонимы» из-за его плохого соответствия модели и низкой дискриминативной способности.