Целью нашей «дискуссионной реплики» не является представить критическую рецензию на
книгу С.Генюшаса — блестящее исследование, проведенное с чрезвычайной кропотливостью,
исторической чуткостью и терминологической точностью, а, скорее, более основательно погрузиться в истоки феноменологического понимания продуктивного воображения, т. е. ввернуться «назад к Канту», который в книге Саулюса Генюшаса (первая глава) представлен в ознакомительных целях. Мы отталкиваемся от замечания С.Генюшаса, что продуктивное воображение
устанавливает связь между различными способностями, примиряет антагонизм между ними,
и в этом отношении выступает с творческой функцией. Мы показываем, что именно эта творческая составляющая продуктивного воображения сближает его со временем (на что указывал
в своем исследовании 1988 г. известный русский феноменолог Виктор Молчанов) и служит основанием для получения нового знания. Воображение выступает пределом рефлексии, однако выявляется только в рефлексии, а потому оказывается связанным с фундаментальным слоем
сознания, который предстает одновременно как предметом, так и средством описания рефлексии — временем. Сближение, а точнее — отождествление — времени и воображения состоит
в том, что они выполняют предметную функцию: время — как возможность смысловой оформленности предметности, воображение — как основание возможности всякого знания. Кроме того, воображение оказывается источником парадокса и, в конечном итоге, единственным, что объясняет самопознание.