Результаты исследований: Публикации в книгах, отчётах, сборниках, трудах конференций › статья в сборнике материалов конференции › научная › Рецензирование
IDENTIFYING MARKERS OF “MORAL PANIC” USING COGNITIVE LINGUISTICS. / Городищев, Алексей Викторович; Городищева, Анна; Шумакова, Наталья.
SYNERGY OF LANGUAGES & CULTURES 2024: INTERDISCIPILINARY STUDIES. Издательство Санкт-Петербургского университета, 2025. стр. 107-122.Результаты исследований: Публикации в книгах, отчётах, сборниках, трудах конференций › статья в сборнике материалов конференции › научная › Рецензирование
}
TY - GEN
T1 - IDENTIFYING MARKERS OF “MORAL PANIC” USING COGNITIVE LINGUISTICS
AU - Городищев, Алексей Викторович
AU - Городищева, Анна
AU - Шумакова, Наталья
N1 - Conference code: VI
PY - 2025/8/31
Y1 - 2025/8/31
N2 - Применение в текстах концептуализирующих метафор, позволяющих скрыть одни стороны за счет других, стали повсеместным явлением. И мнение Лакоффа об аморальности такого подхода было практически забыто. Объекты «моральной паники» широко используются в СМИ для аффективного воздействия на аудиторию. Посредством согласованных метафор СМИ запускают формирование системы репрезентаций новых и старых выражений, которые обходят законы морали и этики и с определенного момента становятся основой познавательных механизмов мира. Цель исследования - выявить маркеры «моральной паники» в текстах англоязычных и отечественных СМИ и зафиксировать как концептуализируются данные маркеры в понимании контекста высказываний молодежью и экспертами. Гипотеза исследования - собранные по семантическому принципу в текстах СМИ выражения «моральной паники», по С. Коэну, прозрачны (все видят, что происходит), но неясны читателям СМИ. Задачи исследования - собрать программными средствами корпус текста сообщения и корпус комментариев читателей из разных стран (США и России), показать, что объекты «моральной паники» не распознаются читателями как опасность или побуждение к действию. А также зафиксировать, как психологическое воздействие маркеров оказывает влияние на познавательные механизмы и метафоризацию знаний в языке. Рассматривая анализ текстов, проведенный студентами и экспертами, авторы показали, что психологическое воздействие маркеров «моральной паники» оказывает тормозящее влияние на процесс восприятия текста и окружающего мира, в результате чего способность интерпретации (определение контекста сообщения) метафоризированных текстов снижается и «воплощенность» мышления (соответствие смысла и значения языкового выражения) современной молодежной аудитории, перегруженной информационным шумом, снижается.
AB - Применение в текстах концептуализирующих метафор, позволяющих скрыть одни стороны за счет других, стали повсеместным явлением. И мнение Лакоффа об аморальности такого подхода было практически забыто. Объекты «моральной паники» широко используются в СМИ для аффективного воздействия на аудиторию. Посредством согласованных метафор СМИ запускают формирование системы репрезентаций новых и старых выражений, которые обходят законы морали и этики и с определенного момента становятся основой познавательных механизмов мира. Цель исследования - выявить маркеры «моральной паники» в текстах англоязычных и отечественных СМИ и зафиксировать как концептуализируются данные маркеры в понимании контекста высказываний молодежью и экспертами. Гипотеза исследования - собранные по семантическому принципу в текстах СМИ выражения «моральной паники», по С. Коэну, прозрачны (все видят, что происходит), но неясны читателям СМИ. Задачи исследования - собрать программными средствами корпус текста сообщения и корпус комментариев читателей из разных стран (США и России), показать, что объекты «моральной паники» не распознаются читателями как опасность или побуждение к действию. А также зафиксировать, как психологическое воздействие маркеров оказывает влияние на познавательные механизмы и метафоризацию знаний в языке. Рассматривая анализ текстов, проведенный студентами и экспертами, авторы показали, что психологическое воздействие маркеров «моральной паники» оказывает тормозящее влияние на процесс восприятия текста и окружающего мира, в результате чего способность интерпретации (определение контекста сообщения) метафоризированных текстов снижается и «воплощенность» мышления (соответствие смысла и значения языкового выражения) современной молодежной аудитории, перегруженной информационным шумом, снижается.
KW - когнитивная лингвистика
KW - маркеры моральной паники
KW - аффективное воздействие СМИ
KW - понимание и интерпретации
KW - язык
KW - мышление
KW - опыт
M3 - Conference contribution
SP - 107
EP - 122
BT - SYNERGY OF LANGUAGES & CULTURES 2024: INTERDISCIPILINARY STUDIES
PB - Издательство Санкт-Петербургского университета
Y2 - 7 November 2024 through 9 November 2024
ER -
ID: 141518452