Статья посвящена изучению взаимосвязей проявлений кризисов одного года и трех лет и характеристик эмоционального взаимодействия матерей с детьми. В исследовании участвовали 35 матерей детей в возрасте от 10 мес. до 1 года 11 мес., средний возраст – 1 год 5 мес. (Санкт-Петербург) и 182 матери детей в возрасте от 2 лет 1 мес. до 4 лет, средний возраст – 3 года (Санкт-Петербург и Всеволожск). С помощью психодиагностических методов выявлено, что в кризисах одного года и трех лет преобладает конструктивный компонент. В оба кризисных периода около 20% матерей имеют проблемы с восприятием состояния ребенка, пониманием причин его состояния и умением воздействовать на него. В кризисе трех лет у матерей также становятся более выраженными трудности принятия своей родительской роли и снижение эмпатии. Значимым различием является то, что в кризисе трех лет у матерей менее выражены позитивные чувства при взаимодействии с детьми. Конструктивные проявления кризиса более тесно взаимосвязаны с характеристиками взаимодействия матерей с детьми в период кризиса одного года по сравнению с кризисом трех лет. Негативистские симптомы кризиса (как и невротические реакции), наоборот, имеют больше взаимосвязей с характеристиками взаимодействия в период активного кризиса трех лет. Так, в кризисе одного года благополучие в эмоциональном взаимодействии матерей с детьми усиливает конструктивные проявления (за исключением моторного развития) и снижает негативистские симптомы. В кризисе трех лет конструктивный компонент более выражен при чувствительности матери к ребенку, а негативистские симптомы и невротические реакции менее выражены при эмоциональном принятии ребенка и сформированном блоке поведенческих проявлений эмоционального взаимодействия.
Переведенное названиеПротекание кризисов раннего детства в связи с детско-родительским взаимодействием
Язык оригиналаанглийский
Страницы (с-по)308-313
ЖурналПроблемы современного педагогического образования
Номер выпуска58-3
СостояниеОпубликовано - 2018

    Области исследований

  • кризис одного года, кризис трех лет, детско-родительское взаимодействие

    Предметные области Scopus

  • Психология (все)

ID: 24737052