В статье тщательно анализируется классическое положение М. Хайдеггера, в котором он утверждает, что мировоззрение является преимущественно современным концептом и что в античности не было сформулировано ничего подобного. Используя методологию философской компаративистики, автор показывает, что можно предложить своего рода генеалогию понятия мировоззрение и указать привязки к его проявлениям в эллинистической культуре и философии, а также в мысли раннего Нового времени. Мировоззрение можно анализировать не просто как лингвистический феномен, но как метаконцепт, артикулированный в неновоевропейских контекстах и признанный«мировоззрением» на языке современной философии. Рассматривая древнегреческое понятие αἵρεσις, автор имеет в виду его принципиальные аспекты в смысле «философской школы». Автор считает, что можно провести семантическую параллель с термином Weltanschauung , возникшим в контексте немецкой классической философии и обладающим своими эпистемологическими особенностями и потенциями. В доказательство своего утверждения автор ссылается на идеи древнегреческих и эллинистических мыслителей, а также наиболее выдающихся сторонников и критиков понятия мировоззрение в новоевропейской (преимущественно немецкой) философии. В заключении обобщены основные черты, которые автор считает соизмеримыми с чертами αἵρεσις, а именно: 1) появление в «поворотные моменты» ключевых периодов истории;2) артикуляция идеи целостности и связности Вселенной («мира»); 3) свободный выбор человека поддерживать конкретное учение или точку зрения на Вселенную, или мир в широком смысле слова, в связи с пониманием его устройства и своих моральных принципов.