Международный дискурс по истории русской психологии в значительной степени ограничивается развитием теории деятельности и культурно-исторической теории. Целью данной статьи является выход за эти рамки путем представления малоизвестной международной аудитории фигуры Бориса Парыгина, который появился в 1960-х годах со своим «грандиозным» проектом развития русской социальной психологии, существенно отличающимся от советского психологического «мейнстрима», берущего начало от Выготского, Лурии и Алексея Николаевича Леонтьева. Мы показываем, что работы Парыгина принадлежат к теоретико-методологической традиции социальной и гуманитарной науки, которая развивалась в России с 1870-х годов. Это был широкий междисциплинарный поток теоретических и методологических разработок, включая таких авторов, как Бердяев, Михайловский и т. д., которые охватывали различные дисциплины (прежде всего, психологию, социологию и философию). Несмотря на то, что проект Парыгина не получил существенной поддержки в советском академическом сообществе, его идеи относительно личности, акцент на важности индивидуального выбора и самоопределяемой активности, опосредующей воздействие социального окружения, стали актуальными в контексте современных дискуссий в мировой науке об индивидуальной субъектности, в том числе дебатов о преобразующем потенциале личности в отношении социальной структуры в условиях «морфогенетического общества» (М. Арчер) или «неоструктурации» (П. Сорокин).