Индийские календарные ритуалы в значительной степени связаны с датами полнолуний и новолуний, а также с сезонными праздниками наступления весны и осени, с новогодними праздниками. Семантическая оппозиция весны и осени в месопотамских текстах отмечена В. В. Емельяновым (Емельянов 2014). Можно предположить, что подобная оппозиция характерна не только для региона Месопотамии. Представляется это также актуальным для древней и средневековой Индии. Важны здесь и биологические, и хозяйственные циклы. В своей знаменитой лекции, посвященной времени, как метафоре, ведущий эксперт по древней истории Индии Ромилла Тхапар отмечает: «То, что может быть названо «ритуальным временем», вращается вокруг природных циклов. Сезонные ритуалы часто эволюционировали из рутинных занятий данного общества в течение года, как -то пастбищный цикл скотоводов или месяцы сева и сбора урожая у земледельцев» (Thapar 1996: 10).
Отметим, что специфика Индии – сохранение непрерывной, хотя и эволюционирующей традиции с глубокой древности по настоящее время. В этой ситуации раннесредневековые источники и исследования по раннему средневековью также рассматриваются в данной работе.