В статье последовательно рассматриваются основные характерные и отличительные черты университетов «разных поколений» - от 1.0. до 4.0, в том числе основные требования к университетуXXI века. Прослеживаются исторические изменения в осмыслении предназначения данного социального института. Анализируется положение современных университетов в России и Китае на основе данных всемирных рейтинговых исследований. Выделяются ключевые тренды, а также государственные программы, направленные на развитие и трансформацию высшего образования в сторону большей конкурентоспособности университетов как в России, так и в Китае. Отмечается, что развитие университетов в Китае и их интеграция в глобальное образовательное пространство является частью масштабного проекта «Один пояс, один путь». Делается вывод, что технологический срез проблемы (в настоящее время - цифровизация и задачи с ней связанные) является преходящей формой, в то время как содержание миссии университета как интеллектуальной корпорации остается неизменным.