Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья › Рецензирование
УЛОВКА 22: О ДОСТОИНСТВЕ НЕРАЗДЕЛЕННОЙ ЛЮБВИ И ОГРАНИЧЕННОСТИ БЕСКОНЕЧНОГО ОБМЕНА. / Малышкин, Евгений Витальевич.
в: ЛОГОС, Том 32, № 5, 2022, стр. 259-270.Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья › Рецензирование
}
TY - JOUR
T1 - УЛОВКА 22: О ДОСТОИНСТВЕ НЕРАЗДЕЛЕННОЙ ЛЮБВИ И ОГРАНИЧЕННОСТИ БЕСКОНЕЧНОГО ОБМЕНА
AU - Малышкин, Евгений Витальевич
PY - 2022
Y1 - 2022
N2 - В статье проводится параллель между 22-й теоремой III части «Этики» Бенедикта Спинозы и уловкой 22 из одноименного фильма Майка Николса. Затруднение, возникающее при понимании этой теоремы, а именно - почему в описываемой здесь динамике удовольствия не может возникнуть аффект ревности, прочитывается как задача, стоящая перед зрителем киноленты: почему уловка, которая сама по себе - всего лишь логическая конструкция, явным образом предстает как знак всеразрушающего действия, зла? Для решения этого затруднения вводятся понятия разделенности (распределенности) и неизбывности. Разделенность есть свойство вещей (и аффектов) не убывать, если ими поделиться. Неизбывность - это уверенность в том, что разделяемое не может быть исчерпано. Для анализа существенно, что сама по себе разделенность разнообразна. Предлагается краткая классификация разделенности и исследуется генезис неизбывности. Разрешить возникшие затруднения позволит учет нескольких моментов. Во-первых, как Спиноза указывает на типичную ошибку в понимании любящего Бога (из того, что я не могу не любить Бога, вовсе не следует, что Бог способен меня любить), так количественное истолкование неизбывности приводит к ошибочному восприятию ее как неисчерпаемого ресурса
AB - В статье проводится параллель между 22-й теоремой III части «Этики» Бенедикта Спинозы и уловкой 22 из одноименного фильма Майка Николса. Затруднение, возникающее при понимании этой теоремы, а именно - почему в описываемой здесь динамике удовольствия не может возникнуть аффект ревности, прочитывается как задача, стоящая перед зрителем киноленты: почему уловка, которая сама по себе - всего лишь логическая конструкция, явным образом предстает как знак всеразрушающего действия, зла? Для решения этого затруднения вводятся понятия разделенности (распределенности) и неизбывности. Разделенность есть свойство вещей (и аффектов) не убывать, если ими поделиться. Неизбывность - это уверенность в том, что разделяемое не может быть исчерпано. Для анализа существенно, что сама по себе разделенность разнообразна. Предлагается краткая классификация разделенности и исследуется генезис неизбывности. Разрешить возникшие затруднения позволит учет нескольких моментов. Во-первых, как Спиноза указывает на типичную ошибку в понимании любящего Бога (из того, что я не могу не любить Бога, вовсе не следует, что Бог способен меня любить), так количественное истолкование неизбывности приводит к ошибочному восприятию ее как неисчерпаемого ресурса
KW - Benedict de Spinoza
KW - amor Dei intellectualis
KW - condivision
KW - distribution
KW - inescapability
UR - http://www.scopus.com/inward/record.url?scp=85138801927&partnerID=8YFLogxK
UR - https://www.mendeley.com/catalogue/13cb5ef8-d1f7-3796-a906-7aa34eb52431/
U2 - 10.22394/0869-5377-2022-5-259-269
DO - 10.22394/0869-5377-2022-5-259-269
M3 - статья
VL - 32
SP - 259
EP - 270
JO - ЛОГОС
JF - ЛОГОС
SN - 0869-5377
IS - 5
ER -
ID: 100133667