DOI

В статье проводится параллель между 22-й теоремой III части «Этики» Бенедикта Спинозы и уловкой 22 из одноименного фильма Майка Николса. Затруднение, возникающее при понимании этой теоремы, а именно - почему в описываемой здесь динамике удовольствия не может возникнуть аффект ревности, прочитывается как задача, стоящая перед зрителем киноленты: почему уловка, которая сама по себе - всего лишь логическая конструкция, явным образом предстает как знак всеразрушающего действия, зла? Для решения этого затруднения вводятся понятия разделенности (распределенности) и неизбывности. Разделенность есть свойство вещей (и аффектов) не убывать, если ими поделиться. Неизбывность - это уверенность в том, что разделяемое не может быть исчерпано. Для анализа существенно, что сама по себе разделенность разнообразна. Предлагается краткая классификация разделенности и исследуется генезис неизбывности. Разрешить возникшие затруднения позволит учет нескольких моментов. Во-первых, как Спиноза указывает на типичную ошибку в понимании любящего Бога (из того, что я не могу не любить Бога, вовсе не следует, что Бог способен меня любить), так количественное истолкование неизбывности приводит к ошибочному восприятию ее как неисчерпаемого ресурса
Переведенное названиеCATCH 22: ON THE DIGNITY OF UNREQUITED LOVE AND THE LIMITS OF ENDLESS EXCHANGE
Язык оригиналарусский
Страницы (с-по)259-270
Число страниц12
ЖурналЛОГОС
Том32
Номер выпуска5
DOI
СостояниеОпубликовано - 2022

    Предметные области Scopus

  • Культурология
  • Философия
  • Литературоведение и теория литературы

ID: 100133667