Развитие византийского фемного строя можно рассматривать как междисциплинарную проблему, стоящую на стыке двух дисциплин — византинистики и востоковедения. Произве- дения греческих и восточных (арабских) авторов в равной степени дают нам основной массив сведений по фемной реформе и самому феномену фем в административной истории Византии. Два источника — трактат арабского географа Ибн Хордадбеха и греческое «Житие Аморийских мучеников» — позволили автору определить, что описание византийских провинций у Ибн Хордадбеха восходит к периоду после 838 г. (при этом исследователи-востоковеды едины во мнении, что текст трактата был написан в 885 г.), но сами фемы (военно-административные округа), перечисленные у этого автора, были созданы в разное время и совершенно не обяза- тельно в 838 г. Так называемая фема «Опсикий» (область на северо-западе Малой Азии) в конце VII — начале VIII в., когда этот регион впервые упоминается в источниках (протоколы шестого Вселенского Собора), еще не была фемой в собственном смысле сл
Язык оригиналарусский
Страницы (с-по)64-69
ЖурналВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ 2: ИСТОРИЯ
Номер выпуска4
СостояниеОпубликовано - 2014

    Области исследований

  • «Опсикий», Ибн Хордадбех, «Житие Аморийских мучеников», фема, комит, Вселенские Соборы.

ID: 5728859